Этот выпуск «Искусства кино» собрал лучшие тексты и рецензии с сайта, новые материалы, исследующие тему (не)насилия, а также вербатимы из проекта «Мне тридцать лет» и пьесы молодых авторов.

Кинотеатральные премьеры недели: 25.04.2024

«Зло не существует», 2023

Японская экопритча, французский фешен-триллер и перезапуск классики — в обзоре новинок проката.

«Зло не существует» (2023) 

Япония

драма

реж. Рюсукэ Хамагути

В небольшой деревне, где разнорабочий Такуми в авторитете, приезжают столичные визитеры. Они хотят, вопреки протестам местных, построить здесь глэмпинг, который наверняка повредит родниковой воде. Вдовец Такуми должен не только следить за маленькой дочерью, но и сопротивляться потугам приезжих умаслить его. После оскароносного «Сядь за руль моей машины» Хамагути возвращается с более компактным (как минимум по хронометражу) и одновременно более масштабным высказыванием о противостоянии городской и деревенской Японий. Блюдя баланс между напряженными спорами местных с пришлыми и живописными видами природы, режиссер наблюдает за героями на некотором отдалении, словно за рукотворными символами добра и зла. Последнее, к слову, не существует, потому как медленно тает на фоне понятных мотиваций: финансовых, нравственных, частных. Приз жюри на прошлогоднем Венецианском фестивале фильм получил, надо думать, за шокирующий финал, констатирующий, что снять противоречия не удастся даже кровью. Медитативное и внимательное к деталям авторское кино, коим является «Зло не существует», все еще продолжает беспощадно, агрессивно ставить цивилизации диагнозы. 

«Наследник», 2023

«Наследник»

Франция 

триллер, драма

реж. Ксавье Легран

Не успел Элиас получить статус короля парижского модного дома, как его отец, с которым они не общались 20 лет, умер в далекой Канаде. Отложив рекламу первой коллекции, мужчина едет на похороны — и в подвале отчего дома обнаруживает «наследство», способное сломать ему карьеру и судьбу. Срежиссировал фильм номинант на премию «Оскар» за короткий метр «Прежде чем потерять все». «Наследник» же ненадежностью точки зрения героя напоминает недавнюю «Анатомию падения» и «Сен-Лоран. Стиль — это я», где мании протагониста тащили его на самое дно. На границе между первым и вторым актом Легран затаил мощный твист, который определяет и ключевой конфликт, и безысходность общей атмосферы. Едва добравшись до него, лента из размеренной драмы мутирует в напряженный этюд со сцены психического театра. Где плачут даже богатые, где у них спирает дыхание и уходит на выходной личный водитель. Когда-то с подобными темами справлялись Хичкок да Шаброль, теперь же авторы не могут без обобщений: в фигуре Элиаса зритель обязан углядеть собирательный образ современника-инфантила, внезапно страдающего от злодеяний предков.

«Остров проклятых», 2010

«Остров проклятых» (2009) 

США 

триллер, драма

реж. Мартин Скорсезе

Двое судебных приставов отправляются на отдаленный остров, где им предстоит расследовать исчезновение пациентки психбольницы. Их пребывание обернется кошмаром для всех — душевнобольных, персонала и самих пришельцев. На экраны перевыпускают самый мемоемкий фильм Мартина Скорсезе, подарившего нам здесь одну из лучших ролей Леонардо ДиКаприо. Лента получила статус культовой во многом благодаря неожиданному повороту сюжета, переворачивающему повествование с ног на голову. Блестящие перформансы Марка Руффало, Бена Кингсли, Мишель Уильямс и Макса Фон Сюдова ограняют собой параноидальный трип, в который пускается протагонист. Даже тем, кто не уберегся от спойлеров и вдоволь нагляделся на забавные гифки с Лео, уныло взирающим в мрачное небо с палубы корабля, будет на что посмотреть. Роман Скорсезе с саспенсом породил не только зрелище — адских ливней и промозглых коридоров, — но и мощное высказывание о травматизме памяти и неудобном прошлом.


Составил: Сергей Кулешов.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari