Когда дело доходит до любви. «Колесо чудес», режиссер Вуди Аллен

  • Блоги
  • Нина Цыркун

8 февраля на экраны выходит «Колесо чудес» – новый фильм Вуди Аллена, мировая премьера которого состоялась в декабре прошлого года. О калейдоскопической истории любви, предательства и коварства, разыгранной в живописных декорациях Кони-Айленда, рассказывает Нина Цыркун.


Название фильма Вуди Аллена «Колесо чудес» недвусмысленно раскрывает его смысл: в ожидании чудесных превращений герои картины, крутясь на этом аттракционе, взлетая вверх и неизбежно спускаясь вниз, наблюдая открывающиеся волшебные виды, обречены вернуться к исходной точке. Непритязательный, напоминающий голливудские мелодрамы 50-х годов и выстроенный в системе общих мест, фильм приобретает метафизический подтекст, подсказываемый повторяющимся упоминанием «Гамлета», который, как и алленовское «Колесо…», тоже ведь прежде всего семейная драма с запутанными драматическими взаимоотношениями персонажей.

Как обычно, Аллен пронизывает свое очередное творение автобиографическими мотивами и аллюзиями на другие свои ленты. В этот раз то и другое слилось в фигуре рассказчика – начинающего поэта и драматурга Микки (Джастин Тимберлейк). Микки работает спасателем на пляже в парке развлечений на полуострове Кони-Айленд, что сразу отсылает к Элви Сингеру – герою фильма «Энни Холл», чей дом располагался под знаменитым аттракционом «Циклон». Яркий, живописный, сверкающий разноцветными огнями мир Кони-Айленда выстраивает конструкцию соблазна, завороженности близостью и доступностью фальшивой роскоши, кружащей голову не хуже колеса, по-русски неслучайно называемого «чертовым». Погруженные в эту магическую атмосферу, герои фильма подчиняются логике обольщающего искушения, как актеры, послушные воле невидимого режиссера. Действие, представляемое от лица рассказчика-драматурга Микки, намеренно театрализуется, а характеры схематизируются: неудавшаяся актриса, простецкий работяга, инженю в опасности, бунтующий подросток-пироман.

«Колесо чудес», русский трейлер

Место их обитания – квартира, судя по всему, переоборудованная из бывшего служебного помещения, – с огромными окнами, освещаемая ярким меняющимся светом (созвучным перепадам настроения героев), и озвучиваемая громкими шумами и обрывками шлягерных мелодий (что придает действию налет искусственности). К этому надо добавить, что в 50-е годы, когда разворачивается действие фильма и когда здесь бывал молодой Вуди Аллен, в антураже парка, история которого начиналась еще на рубеже XIX-XX веков, уже чувствовались следы упадка и обветшалости, таким образом, более сильной визуальной метафоры для передачи обманутых надежд и боли разбитых сердец трудно придумать.

Микки этого крушения испытать пока еще не довелось, но похоже, что его амбиции «когда-нибудь создать шедевр» и стать вторым Юджином О’Нилом не оправдаются. Может быть, потому что сценарий его собственной жизни строится по стереотипам чужих великих биографий? Это в первую очередь касается его романа с женщиной гораздо старше, с Джинни, которой как раз более, чем кому-либо другому из окружения придется хлебнуть горького разочарования.

Wonder Wheel 01«Колесо чудес»

Вуди Аллен не устает познавать и открывать для нас тайны женской души, привлекая в союзницы самых замечательных актрис. Кейт Уинслет играет Джинни, поддавшуюся соблазну новой любви. Ее героине приходится признать, что «когда дело доходит до любви, мы оказываемся худшими врагами сами себе». Но и безвинной жертвой ее назвать трудно. Когда-то она изменила своему первому мужу, став причиной разрушения собственной судьбы и болезненного невротизма сына Ричи (Джек Гор). Появившаяся в ее жизни Каролина (Джуно Темпл) – дочь нынешнего мужа Хампти от первого брака – это голос судьбы, который по законам античной трагедии должен прозвучать как труба возмездия за совершенный грех. Неважно, что в новой жизни Джинни пытается во что бы то ни стало сохранить семью, послушно следуя за мужем на бейсбольный матч или рыбалку, которые ненавидит, и расплачиваясь за это мигренями. Амбициозная, но терпящая фиаско Джинни придумала себе оправдание: «Это не я, я просто играю роль официантки в ”Дарах моря”». Но мигреней мало, и вот Каролина приносит с собой настоящую расплату.

Wonder Wheel 02«Колесо чудес»

Оператор Витторио Стораро передает все жанровые особенности нарратива, снимая разные эпизоды то в насыщенных цветах Technicolor, то в приглушенных тонах реалистической драмы повседневной скуки, используя индивидуальную голубоватую гамму для Каролины или всполохи красного для Джинни. Цвет придает невербальное выражение оценке персонажей: понятно, что автор на стороне «голубой героини» и осторожен по отношению к той, на которую брошен отблеск яростного красного.

№5/6, май-июнь

Мера за меру

На вопрос о целесообразности государственного протекционизма отвечают Тимур Бекмамбетов, Алексей Бырдин, Леонид Верещагин, Олег Иванов, Иван Кудрявцев, Дмитрий Литвинов, Алексей Рязанцев, Сергей Сельянов, Джаник Файзиев.

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Основные потребители кино в России — девочки 12-17 лет»

10.02.2014

Государство в лице Министерства культуры регулярно призывает кинематографистов снимать кино духоподъёмное, патриотическое, идеологически выдержанное. Российский кинобизнес в ответ на этот призыв выдал «на-гора» пару фильмов о спорте, на подходе — фильмы и сериалы о Первой и Второй мировых войнах. А за какое кино готов «голосовать» зритель своим кошельком? Об этом рассуждает главный редактор журнала «Искусство кино», культуролог Даниил Дондурей в интервью газете «Аргументы и факты».

Новости

Начался 63-й Берлинский международный кинофестиваль

07.02.2013

7 февраля открылся 63-й Берлинский международный кинофестиваль. Фильмом открытия стала «Великий мастер» («The Grandmaster») Вонга Кар-Вая, который также возглавил жюри. Фильм посвящен Ип Ману (его играет Тони Люн Чу Вай) – мастеру боевых искусств и учителю Брюса Ли.