Другая сторона. «Темные времена», режиссер Джо Райт

  • Блоги
  • Нина Цыркун

18 января – помимо «Формы воды» дель Торо и «Пианистки» Михаэля Ханеке – на большие экраны выходит картина британца Джо Райта о Уинстоне Черчилле. Нина Цыркун увидела в ней своеобразный сиквел "Дюнкерка", взгляд с другой стороны Ла-Манша – и подробный портрет знаменитого политического лидера, сумевшего в критический момент истории заручиться решающей всенародной поддержкой.


Все знают, как выглядел Уинстон Черчилль. И вот в фильме Джо Райта «Темные времена» легендарного британского политика сыграл не кто-нибудь, а совершенно непохожий на него Гэри Олдмен, получив за эту роль «Золотой глобус», номинацию на BAFTA и множество других. Скорее всего, и «Оскар» подтянется. Чем это объяснить? Конечно, чудом гримерного искусства Кацухиро Цудзи, давшего возможность актеру искупаться в сочном изображении интеллектуального напряжения, контроверсий с оппонентами и удовольствий повседневной жизни.

Бывший гусар-кавалерист и военный корреспондент, уйдя в политику, предпочитал проводить время в горизонтальном положении. Не выпускал изо рта сигару. Начинал и заканчивал свой день изрядной порцией горячительного. Без этих атрибутов как будто и нет достоверного портрета Черчилля, так что все они, разумеется, явлены на экране с излишней, пожалуй, навязчивостью, придающей персонажу в силу своей избыточности оттенок легкой пародийности. Зато герой представлен в выигрышном свете по сравнению со своими идейными противниками – лордом Галифаксом и Чемберленом, его человечность сходу внушает симпатию и доверие. Хотя симпатия к Черчиллю как к человеку возникает по большей части из его общения с женой  Клементиной, которую с подлинным аристократизмом играет Кристин Скотт Томас, – единственной, кто равен ему (в фильме) умом и отвагой.

Darkest Hour 01«Темные времена»

Не лишенное пиетета повествование о знаменитом политике (а также художнике и лауреате Нобелевской премии по литературе) ведется в духе традиционных исторических романов – от лица «маленького человека». В фильме это секретарь-машинистка Элизабет Лейтон (Лили Джеймс), приставленная к свежеизбранному премьер-министру. Ее присутствие нужно, чтобы продемонстрировать внимание Черчилля к мнению простых людей (то есть, опять же перед нами человечность как необходимый компонент политической харизматичности), но особо не  акцентируется – благодаря Элизабет лишь обозначен ракурс взгляда на великого человека, который с этой низшей точки предстает еще более великим.

«Темные времена», дублированный трейлер

Этот мотив доводится до крещендо в эпизоде, когда Черчилль в буквальном смысле нисходит до народа, спускаясь в лондонскую подземку, где рискует заблудиться, поскольку никогда там раньше не был. Он решился на этот шаг, чтобы посоветоваться с людьми и узнать их мнение. Эпизод выстроен мизансценами, иконографически напоминающими полотна Дмитрия Налбандяна и прочих придворных живописцев сталинской эпохи, запечатлевших вождя в окружении обожающих, млеющих от восторга масс. Вагон заполнен женщинами, детьми, стариками, здесь весь ансамбль репрезентантов, обладающих правом санкционировать действия их лидера, чем в дальнейшем Черчилль может с чистой совестью воспользоваться.

«Темные времена» не претендуют на биографию, ограничиваясь событиями, занявшими лишь около месяца,. Но зато это «самый темный час» в длинной жизни главного героя и его страны. Это час, когда когда надо было решить – подписывать ли мирное соглашение с Германией (то есть капитулировать) – или продолжать войну до  победы, идя на огромные жертвы («Я обещаю вам только кровь и пот»). Таким образом, фильм служит скорее дополнением, своеобразным сиквелом «Дюнкерка» Кристофера Нолана об эвакуации  прижатых к Ла-Маншу британских военных. (Кстати, Джо Райт уже касался этой темы в  своем «Искуплении»). Это взгляд на Дюнкерк с другой стороны Ла-Манша.

Darkest Hour 02«Темные времена»

10 мая 1940 года король Георг VI (Бен Мендельсон) при чрезвычайных обстоятельствах назначил Черчилля премьер-министром. Как сказал новоиспеченный премьер жене, «мне предложили это место лишь потому, что корабль тонет». И да – в середине мая военные соединения союзников оказались блокированными в районе порта Дюнкерк. Черчилль занял пост министра обороны, целиком взяв на себя ответственность за руководство военными действиями. Ведь народ в метро и машинистка на Даунинг-стрит, 10 уполномочили его объявить операцию «Динамо» и воевать до победы.

Его главным оружием были остроумие и красноречие. В фильме озвучены знаменитые меткие выражения, ставшие мемами, типа его язвительной реплики, брошенной Галифаксу: «Нельзя договариваться с тигром, когда твоя голова у него в пасти» (а девочка в метро подтвердила: «никогда!»). С мая по декабрь премьер больше двадцати раз выступил по радио. Три его речи легли в основу сценария и подробно воспроизведены на экране Гэри Олдменом. На мой вкус, слишком подробно. Зато познавательно.

 Голоса Евразии. О постколониальной рефлексии в отечественном театре

№5/6, май-июнь

Голоса Евразии. О постколониальной рефлексии в отечественном театре

Алена Карась

Когда мне заказали статью о болевых точках нынешнего российского театра, я подумала, что мне вовсе не интересно писать о столичных историях. Разумеется, в новейшем российском театре есть поиски языка и поражающая скорость набора высоты у многих молодых режиссеров; есть бесстрашие интеллектуального, аскетичного театра Дмитрия Волкострелова; есть поиски аффектов и жестов, выражающих телесную и психическую культуру 30-х годов в театре Максима Диденко… и все-таки то, что происходит в последние два сезона в нестоличных театрах, видится мне беспрецедентным. Речь идет о постколониальной рефлексии.

Колонка главного редактора

Новая жизнь «Искусства кино». Обращение Антона Долина

10.07.2017

Здравствуйте! Я – кинокритик Антон Долин. Возможно, вы знаете меня по эфирам радио- и телепередач, по статьям в разных изданиях и нескольким книгам. Но обращаюсь я к вам в ином, новом для меня, качестве: как главный редактор журнала «Искусство кино». В эту невероятно почетную и ответственную должность я вступил с начала лета.

Новости

В Екатеринбурге открылась XI «Кинопроба»

01.12.2014

1 декабря в Екатеринбурге открывается XI международный фестиваль-практикум киношкол «Кинопроба».