Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Привет румынской волне. «Коза», режиссер Иван Остроховский - Искусство кино

Привет румынской волне. «Коза», режиссер Иван Остроховский

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

На состоявшемся в Москве международном кинофестивале «Завтра/Tomorrow» Зара Абдуллаева посмотрела словацкую драму «Коза» о бывшем боксере, а ныне не очень здоровом семьянине, вынужденном из-за безденежья пуститься во все тяжкие.


2morrow logoДебютный игровой фильм словацкого режиссера Ивана Остроховского «Коза» прошел по многим фестивалям и добрался в январе до Tomorrow. В главной роли – бывшего боксера, некогда участника Олимпийских игр, ныне прозябающего в цыганском гетто, – сыграл Петер Балаж, реальный спортсмен и человек в роли самого себя. Теперь он сборщик мусора, металлолома, живущий безденежно с женой и двумя детьми. Его жена беременна и хочет оставить ребенка. Петер – против. Но на аборт, который в Словакии стоит 300-400 евро, средств нет. Такова завязка. Дальше – поиски заработка. Петер имеет инвалидность за прошлые спортивные заслуги. А интересуется только боксом, который смотрит по телевизору.

Остроховский снимает бытовую драму (или, если не бояться слов, трагедию). При этом устраняет с экрана любого свойства сентиментальность, жалостливость, вспышки эмоций, кульминационные порывы и все-все, что естественно было бы ожидать от столь мизерабельной истории.

Маленький глубокий фильм представляет «портрет мученика», но этот подлинный мученик лишен ореола, обычно свойственноготакому статусу, такой репутации и, конечно, самоощущению этого антигероя.

После бытовой завязки фильм перетекает в жанр роуд-муви. Петер связывается со своим менеджером и отправляется на боксерские – полулегальные или вовсе нелегальные – матчи в Германию. Никакой спортивной драмы Остроховский не разворачивает. Он снимает будни человека в его попытке справиться с личной болезненной ситуацией. Он снимает травмы, физические и душевные, Петера, не позволяя ни себе, ни актеру разжалобить зрителей, тем самым перед ними унизиться.

Слово «экзистенциальный» по поводу такого фильма может показаться перебором или выспренним. Но это не так. Кличка боксера «Коза», заработанная в детстве, когда бабушка поила его козьим молоком, пристала Петеру навсегда. Менеджер по имени Звонко – в его роли реальный менеджер с таким же именем – возит Петера из одного городка в другой, где происходят матчи. Поразительные матчи в том смысле, что сняты они отстраненно, не эффектно. И все обречены на поражение Козы.

koza 2«Коза»

Документалист Остроховский не собирался снимать игровой дебют. Но отчаянный звонок ему Петера, не имеющего денег на содержание еще одного ребенка или на аборт, спровоцировал режиссера на эту картину.

Стилистика, тон, длинные планы, статичная камера, минималистская структура «Козы» ведет родословную от лучших фильмов новой «румынской волны». Но есть и различие. Оно заключено в совсем безутешном, но стоическом переживании реальной ситуации (и самой реальности), которая настигла Петера и его семью. Да и сама коллизия: возможность родиться ребенку или сделать аборт (дальнее эхо знаменитого фильма Мунджу), безальтернативная настойчивость как-то разрешить неразрешимое положение бывшего боксера и его жены выдают отвагу режиссера, заключенную не в радикальной форме, но в атмосфере повседневной безвыходности.

koza 3«Коза»

К этой безвыходности одновременно привыкаешь, с ней не смиряешься и буквально из последних сил стараешься ее преодолеть. Или переиграть. В боксерских матчах, в захолустном гетто, в своих устремлениях и, может быть, даже надежде, отдающей тишайшим безумием.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

«Все делают так, как нужно "жирным котам" — владельцам кинотеатров»

02.10.2013

Депутаты отказались от идеи облагать показ зарубежных фильмов налогом на добавленную стоимость. Соответствующий законопроект отозвали сами авторы. Главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей обсудил ситуацию с ведущими "Коммерсантъ FM" Дарьей Полыгаевой и Алексеем Корнеевым.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

«Искусство кино» отметит юбилей в Электротеатре «Станиславский»

18.01.2016

В январе старейшему российскому и европейскому периодическому изданию о кино – журналу «Искусство кино» – исполняется 85 лет. Редакция приняла решение отметить юбилей камерным вечером, на котором состоится встреча членов редакции с друзьями журнала и показ картины Сергея Лозницы «Событие» (2015). Ниже публикуем наше обращение к читателям.