№3/4

cover 2018 03 04 sЛейтмотив этого номера – биографическое кино и биографическая литература, которая со времен СССР и до сих пор называется «ЖЗЛ» (жизнь замечательных людей). Писатели, политики, журналисты, аферисты, миллионеры – герои нового номера «Искусства кино». О «ЖЗЛ» – жесткая, но справедливая статья Дмитрия Быкова, одного из самых интересных авторов этой книжной серии.

Отдельный и важный аспект такой проблематики – разговор о литературе и литераторах в кино. Берлинский блок материалов начинается разговором о фильме «Довлатов», а весь номер завершается текстом о Венедикте Ерофееве:мы попытались представить образы (кинематографический и литературный) центральных фигур отечественной словесности второй половины ХХ века. Кроме них на страницах журнала появляются Сэмюэл Беккет, Федерико Гарсиа Лорка, лауреат Нобелевской премии по литературе Уинстон Черчилль и супергерой множества бестселлеров Дональд Трамп.

Американская повестка, захватившая мир, не ограничивается кино. Мы пишем о современных трендах феминизма в США и России, обозреваем ключевые фильмы оскаровского списка, отмечая главные тенденции: одержимость 1990-ми и экскурс в 1970-е, экономические и политические сюжеты, новые формы эскапизма. Подобные темы интересуют и участников Берлинале-2018: терроризм («Утёйа, 22 июля»), феминизм («Не прикасайся»), экология («Остров собак»). И – неожиданно – спорт в почти мистическом и абсурдистском преломлении («Бесконечный футбол»).

Российские «мотивы» кажутся неизменными и потому требующими рефлексии – об этом свидетельствуют тексты, посвященные важным недавним фильмам («День Победы» и «Смерть Сталина»). Как, впрочем, серьезному осмыслению подлежит и опыт Веймарской республики, столетие которой было представлено в специальной ретроспективе фильмов на Берлинале-2018. Мы сочли необходимым расширить исторический и актуальный сегодня контекст этого события статьей Василия Жаркова.

ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ

Нина Цыркун. ЧЕРНЫЙ ПЕРЕДЕЛ. Вайнштейн-гейт и кино
Борис Локшин. ПРОЕКТ «ТРАМП». Образы президента
Александра Архипова, Анна Кирзюк, Елена Югай. «МУЖИК»: ОТ ТОВАРИЩА К ТОВАРУ Гендерные отношения в России

БЕРЛИН-2018

Елена Стишова. НЕ ТО И НЕ ТАК. «Довлатов», режиссер Алексей Герман-мл.
Анна Наринская. ЖАКЕТ И ТАЙНАЯ СВОБОДА. «Довлатов», режиссер Алексей Герман-мл.
Елена Окопная: «...ПРО КАЖДЫЙ ГОЛОС». Интервью ведет Марина Торопыгина
Вероника Хлебникова. ПАКЛЯ, ШМАКЛЯ И РВАКЛЯ. «Остров собак», режиссер Уэс Андерсон
Андрей Плахов. НАТУРЩИКИ. «Не прикасайся», режиссер Адина Пинтилие
Лариса Малюкова. ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ АНЕКДОТ. «Лицо», режиссер Малгожата Шумовская
Нина Цыркун. ОХОТА НА ОЛЕНЕЙ. «Утёйа, 22 июля», режиссер Эрик Поппе
Андрей Василенко. ЖЕСТ. «Время дьявола», режиссер Лав Диас
Антон Долин. ЭКЗАМЕН. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг
Елена Плахова. ПРОТИВ СИССИ. «Три дня в Киброне», режиссер Эмили Атеф
Юлия Гулян.  ДРУГОЕ ИРАНСКОЕ. «Свинья», режиссер Мани Хагиги
Игорь Сукманов.  ФРАНЦУЗСКИЙ ФИЛЬМ. «Ева», режиссер Бенуа Жако
Зара Абдуллаева. ДВОЙНАЯ ЖИЗНЬ. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

ОПЫТ

Сергей Цыркун. ПЕРЕД САМОЙ ВОЙНОЙ С ЭФИОПАМИ. Берлинале-2018: ретроспектива «Пересматривая фильмы веймарской
эпохи»
Василий Жарков. НЕУМЕЛАЯ ДЕМОКРАТИЯ. Веймарский путь
Вероника Хлебникова. ЭТОТ ВОЗДУХ ПУСТЬ БУДЕТ СВИДЕТЕЛЕМ. «День Победы», режиссер Сергей Лозница
Олег Ковалов. ЭСТЕТИКА ПОРАЖЕНИЯ. «День Победы», режиссер Сергей Лозница
Евгений Майзель. МЕРТВ, ПОТОМУ ЧТО ВСЕСИЛЕН. «Смерть Сталина», режиссер Армандо Ианнуччи
Анна Закревская. СТАРЫЙ ТЕМНЫЙ ДОМ. «Темные времена», режиссер Джо Райт
Всеволод Коршунов. МАНИФЕСТ НОЛАНА. «Дюнкерк», режиссер Кристофер Нолан

РЕПЕРТУАР

Михаил Идов. ПРОТИВ ПРАВДЫ. «Тоня против всех», режиссер Крейг Гиллеспи
Зинаида Пронченко. В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ. «Все деньги мира», режиссер Ридли Скотт
Наталья Фадеева. ПЕНЕЛОПА. «Большая игра», режиссер Аарон Соркин
Дмитрий Кривошеевю. ЗНАКОМСТВО С РОДИТЕЛЯМИ. «Прочь», режиссер Джордан Пил
Антон Долин. ТОНКАЯ МАТЕРИЯ. «Призрачная нить», режиссер Пол Томас Андерсон
Лариса Малюкова. НЕ ЗАБЫВАЙ. «Тайна Коко», режиссеры Ли Анкрич, Эдриан Молина
Максим Казючиц. НА ПОСТУ. «Секретное досье», режиссер Стивен Спилберг
Никита Карцев. ИГРА В ГРААЛЬ. «Первому игроку приготовиться», режиссер Стивен Спилберг

ПУБЛИКАЦИИ

Федерико Гарсиа Лорка. ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЛУНУ. Сценарий короткометражного фильма
Лев Наумов. ФИЛЬМ «ФИЛЬМ». Коллизия литературы и кино. Сэмюэл Беккет

ЧТЕНИЕ

Дмитрий Быков. «ЖЗЛ», ИЛИ ЖАЛКАЯ ЗАМЕНА ЛИТЕРАТУРЫ
Олег Лекманов, Михаил Свердлов. ВЕНЕДИКТ: МОСКВА — АБРАМЦЕВО — МОСКВА. Глава из книги «Венедикт Ерофеев. Посторонний»

SUMMARY

 

Журнал «Искусство кино» можно купить в магазинах Москвы, Санкт-Петербурга и в других городах. Также доступна электронная версия журнала в pdf (отдельный номер и подписка)

Места продажи: http://kinoart.ru/distribution 
Оформить подписку: https://goo.gl/Vgmdc5 
Купить pdf-версию: http://kinoart.tilda.ws/