О журнале

Журнал «Искусство кино» издается с января 1931 года. Сегодня – это единственный в России ежемесячный искусствоведческий аналитический журнал. В каждом номере «Искусства кино» печатаются от 25 до 30 публикаций по актуальным проблемам теории и истории российского и мирового кинематографа, телевидения, анализ художественной практики всех видов искусства, философские работы, редкие архивные материалы, обзоры крупнейших фестивалей, мемуары выдающихся деятелей культуры, русская и зарубежная кинопроза (16 сценариев в год).

В 2009 году торговая марка «Искусство кино» зарегистрирована Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и торговым маркам (РОСПАТЕНТ), а мировые права – во Всемирной организации интеллектуальной собственности в Женеве.

Редакция журнала «Искусство кино»

(*соответствует редакционному составу лета 2017 г.)

Главный редактор Антон Долин
Заместители главного редактора – Нина Зархи, Зара Абдуллаева
Исполнительный директор Елена Левченко (Карташова)
Ответственный секретарь Лариса Калгатина
Редакторы – Нина Цыркун, Елена Стишова
Специальный корреспондент Лев Карахан
Верстка Галина Зайцева
Фоторедактор Елена Плоткина
Корректоры Евгений Аввакумов, Татьяна Фирсова
Секретарь редакции Анна Закревская

Автор макета Сергей Андриевич

Шеф-редактор сайта kinoart.ru Евгений Майзель
Техподдержка Дмитрий Шубин

Научный Совет журнала:

З.Абдуллаева, к.иск., Ю.Богомолов, к.иск., А.Голубовский, к.иск., И.Гращенкова, д.иск., Л.Гудков, д.филос.н., Д.Дондурей, к.филос.н., А.Качкаева, к.филол.н., С.Медведев, к.ист.н., С.Муратов, д.филол.н., А.Плахов, к.иск., И.Полуэхтова, д.соц.н., О.Рейзен, д.иск., И.Рубанова, к.иск., М.Теракопян, к.иск., М.Туровская, д.иск., Н.Цыркун, к.филос.н., С.Экштут, д.ист.н.

История

В «Кинословаре» упомянуто, что: «В Москве с ноября 1929 по декабрь 1930 года вместо журнала «Советский экран» издавался журнал «Кино и жизнь», в 1931—1932 он уже в качестве теоретического стал называться «Пролетарское кино», позднее, в 1933—1935 годах — «Советское кино», а с января 1936 — «Искусство кино» (с перерывом: июль 1941 — октябрь 1945)».

В январе 1931 года выходит первый номер журнала под названием «Пролетарское кино», а непосредственно в качестве «Искусство кино» он появился в январе 1936 года. В то время активно обсуждались проект российского Голливуда, проблемы воспитания массового зрителя, создания сценариев и обучения сценаристов. Среди его авторов В. Шкловский, Вс. Пудовкин, Б. Балаш, С. Эйзенштейн.

С 1950 по 1957 год «Искусство кино», обозначался как «толстый» журнал, но был тонким, выходил раз в два месяца и представлял собой идеальный образец советского идеологического дискурса.

После ХХ съезда, как и все другие издания, журнал сменил направление. Передовица первого номера «Искусство кино» за 1957 год содержала слова: «Хочется, чтобы наш журнал был бы не ракордом, а больше походил на фильм… Начнут его читать только тогда, когда мы будем говорить о самом главном — об искусстве кино». С этого момента «Искусство кино» становится национальным штабом кинокритики и, что важно, молодой (позже ее назовут «шестидесятнической»).

В 60-е журнал объединял таких критиков, как Л. Аннинский, С. Рассадин, В. Кардин, А. Свободин, К. Щербаков, И. Соловьева, В. Шитова. В журнале публиковались рецензии Б. Слуцкого, В. Демина, Н. Зоркой, М. Туровской, Ю. Ханютина, сценарии Е. Евтушенко. Они доказали, что критика — творчество или — сотворчество. 70-е применительно к журналу «Искусство кино» маркируются, как «эра Суркова». Евгений Данилович — знаковая фигура для кинокритики и советской интеллигенции тех лет.

Возглавляемый Сурковым, «Искусство кино» нередко содержал материалы, написанные на языке советского официоза. Это служило справкой о благонадежности, подтверждением верности и постоянной готовности говорить «с вами по-вашему». Но это была плата за публикацию материалов такого уровня, как новелла «Белый день» (из которой возникло «Зеркало»), сценарий «Гофманиана» А. Тарковского, «Книга стихов» Юрия Левитанского. В этот период на страницах журнала появляются такие имена, как Ю. Богомолов, В. Кичин, А. Плахов, М. Швыдкой, А.Гербер.

Авторитет «Искусство кино», развернутого во второй половине 80-х годов к актуальным проблемам общественности и кинематографической жизни, был заслуженно высоким. Только появление текста в «Искусство кино» легитимировало имя критика. В те годы это было живое, открытое, ищущее издание с принципиальной позицией.

«Искусство кино» неизменно сохраняет серьезную критическую планку. Под черной обложкой журнала 90-х содержались тексты Н. Сиривли, О. Аронсона, Е. Стишовой, И. Манцова, З. Абдуллаевой, А. Зархи, Е. Марголита, Л. Карахана и Д. Дондурея — с 1993 года главного редактора «Искусство кино».

В 2009-2010 годах журнал пережил два переезда, имея за плечами почти пятидесятилетнюю историю на ул. Усиевича. «Искусство кино» продолжает выходить ежемесячно, развиваясь в нескольких направлениях.

Информация для научных работников

Публикации в «Искусство кино» для Высшей аттестационной комиссии Министерства науки и образования (ВАК) уже многие десятилетия являются основанием для присуждения кандидатских и докторских степеней по искусствоведческим и филологическим наукам.

Работа на фестивалях

Сотрудники журнала многие годы консультируют арт-директоров ведущих мировых киносмотров по селекции российских фильмов для конкурсных программ и одновременно анализируют участников международных и отечественных фестивалей для профессиональных читателей.

Журнал «Искусство кино» входит в небольшой список изданий, которые ежегодно приглашаются на крупнейшие кинофестивали мира — в Канн, Венецию, Берлин, Роттердам, Локарно, Сан-Себастьян, Карловы Вары, Турин, Оберхаузен и другие.

Материалы о телевидении

Более десяти лет журнал печатает результаты аналитических работ о телевидении. Здесь каждый месяц осуществляется контент-анализ воздействия ТВ на все сферы жизни в нашей стране. Но в первую очередь оценивается качество фильмов, сериалов и т.д. – не менее 50 материалов в год.

Интернет-версия

С 1997 года существует Интернет-версия журнала и собственный сайт www.kinoart.ru. Читатели, не имеющие возможности получать печатный вариант журнала, могут ознакомиться с текстами на сайте. Кроме того, на сайте представлены и собственные материалы kinoart.ru (см., в частности, разделы Блоги и Новости).

Нежность и ужас

Блоги

Нежность и ужас

Зара Абдуллаева

Алексей Мизгирев дебютировал как театральный режиссер. В «Гоголь-центре» он поставил «Братьев», римейк висконтиевского фильма «Рокко и его братья». О новой – сценической – версии классического кино, осуществленной Мизгиревым вместе с Михаилом Дурненковым, рассказывает Зара Абдуллаева.

Человеческая комедия. «9 способов нарисовать человека», режиссер Александр Свирский

№5/6, май-июнь

Человеческая комедия. «9 способов нарисовать человека», режиссер Александр Свирский

Илья Бобылев

Ритм отечественного анимационного кинопроцесса своей естественностью напоминает сердечный цикл. По крайней мере, заинтересованный зритель отчетливо слышит два основных тона, задаваемых двумя авторитетными фестивалями, практически ровесниками. Весной Открытый Российский фестиваль анимационного кино проходит в Суздале, а осенью бороздит речные просторы российско-украинский «Крок», в международной программе которого российские фильмы оказываются уже в контексте современных достижений мировой анимации.

Колонка главного редактора

Чтобы ткань города усложнилась

21.09.2015

В Москве прошел фестиваль современного документального кино о городе и человеке «Центр». Главная идея фестиваля в формировании города как культурного кластера, в котором люди учитывают интересы друг друга. Корреспондент Агентства социальной информации поговорил с одним из членов жюри фестиваля, культурологом и главным редактором журнала «Искусство кино» Даниилом Дондуреем о том, какую роль играют гражданские инициативы в создании культуры города, каких культурных пространств не хватает столице и могут ли москвичи создать собственную городскую культуру.

Новости

Завершился 70-й Венецианский кинофестиваль

07.09.2013

7 сентября состоялась церемония закрытия юбилейного Венецианского международного кинофестиваля 2013 года. Главный приз основной конкурсной программы фестиваля, неожиданно для многих критиков, получил документальный фильм «Священная римская кольцевая» (Sacro GRA) итальянского режиссера Джанфранко Роси. По собственному признанию, Роси снимал картину около двух лет. Гран-при, был присужден тайваньцу Цай Минляну за фильм «Бездомные псы» (Jiaoyou / Stray Dogs. Другой вариант перевода названия этой картины в русскоязычной прессе – «Бездомные собаки»).