Быть женщиной – геройство. «Чудо-Женщина», режиссер Пэтти Дженкинс

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Женщины занимают все больший удельный вес в комиксах: роли героинь стремительно меняются и расширяются. Впрочем, пока корректнее говорить только о тенденции, а не о радикальном изменении порядка вещей. Теперь комикс для большого экрана «Чудо-Женщина» сняла женщина-режиссер – Пэтти Дженкинс. Гендерные и идеологические новшества премьеры оценила Нина Цыркун.

 

Начиная с 1960-х годов, и особенно – со второго десятилетия XXI века, женщины перестают становиться жертвами злодеев. Однако стереотипизация по гендерному признаку, и прежде всего в сексуальном плане, продолжает сохраняться: мужчины всегда выглядят атлетичными и мускулистыми, а женщины выглядят такими, какими (считается) хотят их видеть мужчины – с узкой талией, пышной грудью и крутыми бедрами. Мужская одежда всегда достаточно сдержанна, женская – все более откровенная и «фетишистская». В фильме «Бэтмен против Супермена: На заре Справедливости» Чудо-женщина, под воздействием вкусов эпохи, появляется в несколько ином виде. Теперь, попав в руки женщины-режиссера, героиня еще дальше ушла от этого стереотипа. При всей привлекательности исполнительницы заглавной роли Галь Гадот, грудь у нее не такая выдающаяся, как в графических комиксах и к тому же надежно прикрыта, а талия – не такая уж узкая. Эта амазонка скорее андрогинна, какой ей и полагается быть согласно мифологии. (Правда, классические амазонки еще и одну грудь себе выжигали для удобства стрельбы из лука, но современный народ понял бы такого варварства, хоть цифровыми технологиями сделать это на экране было бы совсем не трудно).

Совершая сальто-мортале и дивные полеты с растяжкой, длинноногая Галь Гудот воплощает сексуальность другого рода. Вместо примитивной соблазнительной красотки на экране возникает образ идеальной женщины, какой она представляется автору-женщине сегодняшнего дня.

wonder woman 01«Чудо-Женщина»

Так же, как в античной мифологии боги, герои и обычные люди жили в едином общем универсуме, так и во вселенной комиксов живут и действуют инкарнации не только исторических персон, но и древних божеств. В том числе – хорошо известные по экранным воплощениям аватары германо-скандинавского Тора (бога грома, бури и плодородия), коварного и хитрого Локи, а теперь и принцессы амазонок – Дианы из римского пантеона. Кстати, самые впечатляющие сцены фильма – кроме боевых, поражающих ловкостью Галь Гадот в обращении с Лассо Гестии и «мечом богов» – те, где оживают страницы предистории. Чувствуется, что Пэтти Дженкинс училась живописи и сумела найти общий язык с художником фильма Алин Бонетто: на экране возникают и оживают сцены, по рисунку и колориту как будто вдохновленные фресками Микеланджело в Сикстинской капелле.

Амазонки живут на специально выделенном для них райском острове Фемискира, где нет ни мужчин, ни детей. Царица Ипполита (Конни Нильсен) вылепила себе из глины дочку, а верховный правитель Олимпа Зевс ее оживил. Первого в жизни мужчину уже взрослая Диана увидела, когда его горящий самолет рухнул в море близ берега острова. Английский летчик Стив Тревор (Крис Пайн) ставит обитательниц Фемискиры в известность о том, что уже четвертый год идет большая мировая война. Таким образом Диане предоставлен случай подтвердить свою приверженность любви и справедливости, а заодно – продемонстировать свои навыки владения оружием и рукопашного боя, которым обучила ее родная тетка, генерал Антиопа (Робин Райт).

«Чудо-Женщина»

Диана верила, что вражду среди людей посеял коварный бог войны Арес (нам более известный под именем Марс), и что убийство Ареса означало бы положить войнам конец. Но наивной Диане придется убедиться, что дело не только в верховных божествах: люди и сами удивительно быстро ведутся на провокации к ненависти, не без энтузиазма отправляясь проливать друг другу кровь.

Впрочем, много чудесного предстоит Диане познать на пути становления Чудо-Женщиной и членом Лиги Справедивости, которой мы уже видели ее в фильме «Бэтмен против Супермена: На заре Справедливости». В том числе и любовь. Эротические сцены в «Чудо-Женщине» отсылают к знаменитым экранным дуэтам 30-40-х годов, к героям века невинности с их милой неловкостью и застенчивой нежностью, придавая современной картине легкий ностальгический налет. Продюсеры явно решили привлечь к премьере женскую аудиторию, еще не охваченную комикс-манией и, кажется, им это удается.

Главный экспонат. «Квадрат», режиссер Рубен Эстлунд

№4, апрель

Главный экспонат. «Квадрат», режиссер Рубен Эстлунд

Елена Смолина

Когда Рубен Эстлунд получил в Канне «Золотую пальмовую ветвь», круг – то есть, конечно, квадрат – замкнулся: фильм о прекраснодушии либеральной Европы получил главный приз фестиваля, где так любят обсудить незаживающие социальные раны за бокалом розе. Это красивая кода – выход за пределы кадра, превращение зрителей фильма в его действующих лиц.

Дело-то не в таджике...

Колонка главного редактора

Дело-то не в таджике...

05.08.2011

Даниил Дондурей выступил 4 августа в программе радиостанции «Эхо Москвы» «Особое мнение». Читайте запись его разговора о мультикультурализме с Ольгой Журавлевой или слушайте на сайте «Эхо Москвы».

Новости

В Москве открывается 12-й фестиваль немецкого кино

04.12.2013

С 5 по 10 декабря в кинотеатре 35mm пройдет 12-й Фестиваль немецкого кино. Среди российских премьер фестиваля: историческая драма «Запад» Кристиана Швохова; биографическая драма «Ханна Ардент» Маргарете фон Тротта с музой режиссера, актрисой Барбарой Зуковой в главной роли; дебют Фрауке Финстервальдера «Темный мир»; «Источники жизни» Оскара Рёлера; два фильма со знаменитым актером Ульрихом Тукуром – «Хьюстон» Бастиана Гюнтера и «Exit на Марракеш» Каролине Линк, обладательницы премии «Оскар», комедия «Поможем расстаться» Маттиаса Швайгхёфера.