Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Простой паразитолог. «Артистка», режиссер Станислав Говорухин - Искусство кино

Простой паразитолог. «Артистка», режиссер Станислав Говорухин

«Артистка»

Автор сценария Валерий Мухарьямов

Режиссер Станислав Говорухин

Оператор Валерий Мюльгаут

Художник Валентин Гидулянов

Композитор Евгений Дога

В ролях: Евгения Добровольская, Мария Аронова, Юрий Степанов, Михаил Ефремов, Дмитрий Певцов, Александр Абдулов, Федор Бондарчук, Ирина Скобцева

Киностудия «Вертикаль», «Мосфильм»

Россия

2007

В последнее время важнейшее из всех искусств повернулось наконец лицом к зрителю. Подобно тому как во времена оттепели кинематограф приходил в себя после репрессий и Великой Отечественной, современное кино незаметно вырастает из «шинели» постперестроечных криминальных сводок и примеряет штатское. По результатам кассовых сборов стало ясно, что «костюмчик» сидит неплохо. Каких-то пару десятилетий потребовалось отечественным продюсерам и режиссерам, чтобы убедиться: простые истории из жизни простых людей волнуют зрителя ничуть не меньше, а то и больше, чем бандитские разборки.

Новый фильм Станислава Говорухина, снятый в непривычном для режиссера жанре лирической комедии, посвящен, как и две предыдущие его картины, теме женского счастья. Эпическая ода прекрасному полу «Благословите женщину» в финале оборачивалась мелодрамой, мелодраматичный же сюжет «Не хлебом единым» претендовал на эпичность.

«Артистка», действие которой происходит в наши дни, решает, по сути, ту же вечную женскую проблему, обозначенную поп-культурой, как «был бы милый рядом». Но при этом расширяет границы женского счастья до современных представлений о нем (то есть «милый» плюс самореализация) и делает это с изрядной долей иронии.

«Артистка» Анна (Е.Доброволь-ская) живет в коммуналке, играет в театре такие роли, что на поклон можно не выходить (ее отсутствие все равно никто не заметит), мечтает предстать на сцене в образе Гертруды, а в жизни обрести наконец личное счастье. Но пока что на горизонте маячит лишь сосед Босякин (А.Абдулов), которому то ли она нужна, то ли ее жилплощадь. А роль Гертруды достается другой актрисе.

Брутальный режиссер (Ф.Бондарчук) с томным взглядом довольно прохладно реагирует на ее кинопробы.

Однако Анна из тех, кто «идет по жизни смеясь» вопреки всему: маленькой зарплате, отсутствию семьи, провалу на кастинге… Да мало ли чему еще. Правда, «как плачет ночами та, кто идет по жизни смеясь», нам не увидеть. Максимум, что показано — цветы, которые Анна сама покупает себе после спектакля, и рюмка водки в недешевом для бедной артистки ресторане «Ваниль».

Впрочем, благодаря избранному жанру, проблемы Анны тянут скорее на анекдот, чем на драму. Во многом из-за того, что мы смотрим на них сквозь призму неразлучной дружбы главной героини с соседкой Мусей (М.Аронова), с которой они образуют весьма занятный тандем. Муся, хоть и живет напротив Аниной коммуналки, но словно существует в другом мире. У нее хорошая квартира и роскошная иномарка, свой частный салон для стрижки собак, сын учится не где-нибудь, а в Лондоне. И вообще, несмотря на подозрительные отлучки благоверного, она «позиционирует» свою семейную жизнь как счастливую. За разговорами с Мусей, песнями на два голоса и шутливыми перепалками с Босякиным гасится личная и профессиональная неустроенность Анны.

В этой камерной истории сконцентрирована энергетика стосерийного сериала, который смотрят вовсе не из-за сюжета (едва ли существует в природе зритель, не подозревающий, что дело кончится свадьбой), а из-за героев, ставших на ближайшие сто дней чем-то вроде членов семьи. В «Артистке» жизненные неурядицы Анны с последующим решением всех проблем кажутся лишь поводом, ради которого, собственно, и затевался разговор на Мусиной кухне.

Искрометные диалоги двух подруг вполне могли бы служить основой для курса реабилитации одиноких женщин, желающих познакомиться (сбросить лишний вес, ускорить карьерный рост и т.д.). А ежедневная релаксация Анны в компании Муси кажется столь успешной, что совершенно непонятно, зачем главной героине нужны муж и роль Гертруды.Но: надо так надо, тем более что жанр обязывает. «Принц» Викентий (Ю.Степанов) подается судьбой (в лице запаздывающего Аркадия, Мусиного мужа) прямо к накрытому столу. Решив, очевидно, что героиня мало настрадалась, «суженого» наделяют суровой профессией паразитолога, специализирующегося на клещах. В деле окружения заботой вконец смущенного гостя подруги превосходят себя. Глядя, как, почуяв недоброе, он уныло переминается в дверях, Муся живо интересуется: «Вы подойдете сюда, или мы к вам стол пододвинем?» Попавший под колесо неукротимого женского юмора Викентий вяло и безуспешно сопротивляется, послушно напивается и успевает не только очароваться Анной, но даже вызвать в ней ответные чувства.

Смутно подозревая, что коготок увяз, Викентий, которого провоцируют на танцы, — уже почти на автопилоте интересуется, когда же наконец придет его школьный друг Аркадий. И — натыкается на встречный вопрос: «А вы танцуете только с ним?»

Создается впечатление, что «Артистка» рождалась под лирические композиции Олега Митяева — местами грустные, местами ироничные, но неизменно посвященные превратностям женской судьбы. Во всяком случае, история Анны перекликается с начальными строчками его песен: «Принцесса живет в коммуналке…» и «Она была актрисою, а он простой полярник…» Правда, в отличие от творчества Митяева, тональность фильма склоняется скорее к иронии, чем к лирике.

Встреча с чудаковатым паразитологом, одержимым наукой, кажется некоей игрой, запрограммированной подругами задолго до его визита. Если бы Викентия не было — его стоило бы придумать. Или нагадать на картах, как это сделала Муся в самом начале фильма.

Вообще, второстепенная по замыслу партия подруги главной героини в блистательном исполнении Марии Ароновой перекрывает обаятельный, но более сдержанный образ Анны, созданный Евгенией Добровольской. Лихая и успешная в любых начинаниях Муся, которая «четвертый раз замужем — и опять удачно», пленяет без боя. И если Евгения Добровольская старательно выводит линию Анны, тщательно подбирая оттенки и полутона, то Мария Аронова живет в роли, которая словно сшита на нее.

Так в первой серии фильма «Москва слезам не верит» разудалая героиня Ирины Муравьевой «забивала» положительную Катю Веры Алентовой. Однако у Кати была еще целая серия, чтобы встретить «великолепного» Гошу и показать, кто в доме хозяин. Анне же в «Артистке» особо не разгуляться: почти водевильное знакомство с Викентием неудержимо несет действие вперед, так что понять, какие на самом деле чувства питает главная героиня к этому столь же милому, сколь нелепому человеку, не удастся уже никому.

Однако счастье, свалившееся на голову героини в тройном объеме — в виде Викентия и двух ролей, кажется невыстраданным даже для жанра комедии. Стремительное же движение к развязке наводит на мысль о том, что «лавина чувств» накрыла не героев, а создателей фильма. От дежурного визита взволнованной мамы Викентия (И.Скобцева) до его решительного объяснения проходят считанные эпизоды. И наконец дело венчается финалом, согласно которому Анна успешно совмещает успехи в труде со счастьем в личной жизни.

«Артистка» подкупает редким сочетанием умного юмора с добротой и особой атмосферой бесконфликтности. Здесь, как в наших старых фильмах, за счастье главной героини болеют все. Даже Босякин, теряющий не только намеченную невесту, но и вожделенные квадратные метры.

Однако решение всех проблем на скорую руку хоть и претендует на оригинальность (см. финал), но оставляет ощущение преждевременности, незавершенности, граничащей с бесформенностью.

Наблюдать за словесной эквилибристикой героев, безусловно, весьма занимательно: в удачных диалогах фильму не откажешь. Но зачастую этот прием подменяет характеры функциями, реальные переживания — их видимостью. Увлеченная игра в слова упрощает событийный ряд до банальной схемы.

Это становится особенно очевидно из-за обилия эпизодических персонажей, которые подпирают действие. Приходящие из ниоткуда и уходящие в никуда, они обрывают линию на полуслове без каких-либо объяснений. Как соседка Анны и Босякина по коммуналке, необходимая только для того, чтобы пару раз мелькнуть в кадре и за кадром в связи с упоминанием о живом карпе, запущенном в ванну. Или призывно карикатурная мама Викентия, выступающая в порядком заезженном амплуа наседки («Я никогда не рылась в твоем пиджаке… и что же я там обнаружила!»), натурально канувшая в Лету. Или герой Михаила Ефремова — основательно поддающий актер, стреляющий деньги у каждого встречного, необходимый для поддержания завядшей «театральной линии» и оглашения последних новостей.

И все бы ничего, если бы эти эпизодические герои смотрелись органично. Как, скажем, в «Покровских воротах», не часто появляющаяся в кадре тетушка Костика, без «нечаянных» выходов и незримого присутствия которой невозможно представить тот фильм. В «Артистке» же второстепенные персонажи не дополняют действие, а выпадают из него. Единственными «константами» остаются две подруги и, в какой-то степени, примкнувший к ним Босякин. Остальные кажутся незавершенными контурами к уже готовому и самодостаточному рисунку женского мира, для которого нет ничего невозможного.

Так что при всем своем несомненном обаянии, «Артистка» застывает на полпути от ностальгии по нашему старому кино до прорыва к новому. Очень жаль…


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
goEast 2018. Победы на Западном фронте

Блоги

goEast 2018. Победы на Западном фронте

Евгений Майзель

О гостеприимном германском кинофестивале goEast, посвященном нам, восточным соседям, замолвил слово Евгений Майзель.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Архив Андрея Тарковского будет выставлен на аукционе Sotheby's

07.11.2012

Коллеция режиссера, включающая в себя письма, аудиозаписи и фотографии, как ожидается, будет продана на аукционе «Сотбис», сообщает британская газета Guardian. Руководитель «Сотбис» Стивен Роу (Steven Roe) полагает, что архив дает удивительную возможность заглянуть во внутренний мир русского режиссера, чьи картины входят в многочисленные рейтинги «всех времен и народов». В частности, в нем есть блокноты с разборами, кадр за задром, созданных фильмов, черновики письма Брежневу и многие другие материалы.