Ушел из жизни главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей

Сегодня, 10 мая ушел из жизни бессменный главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Борисович Дондурей (19 мая 1947 – 10 мая 2017).

Виталий Манский:
"Невозможно произнести эти слова... Даниил Дондурей, (Даня) ушел от нас! В этом факте жесточайшая несправедливость жизни. Я хотел бы сейчас бесконечно говорить об этом чистейшем и одновременно умнейшем человеке, что само по себе абсолютная уникальность, но в голове все мысли путаются. <...> Прощай, друг!"

Антон Долин:
"Ученый, культуролог, журналист, мыслитель, преподаватель. Убежденный идеалист, веривший в способность культуры построить мост между обществом и властью. Подлинный демократ. Удивительное чувство юмора, харизма, интеллект, ораторский дар, великодушие. Человек эпохи Возрождения, он жил в совсем другую эпоху. Званий и наград не перечислить; последнюю по времени он получил год назад, это была почетная «Ника» за вклад в кинематографические науку, критику и образование. Но первое, что о нем скажут, — главный редактор журнала «Искусство кино»".

Андрей Плахов:
"Беда. Умер Даниил Дондурей – человек, очень важный для нашей профессиональной жизни. Не одно десятилетие он находил возможность издавать и наполнять интеллектуальным содержанием журнал "Искусство кино". Это – не говоря об огромном объеме трудной аналитической работы, которую он делал для кинематографа и культуры. Увлеченный, неравнодушный, тонкий и верный. Даниил. Даня. В прошлом году он приехал на Каннский фестиваль после тяжелой операции, но был, как всегда, полон энтузиазма. За прошедший год с ним и Львом Караханом мы собрали книжку "Каннские хроники": обсуждения глубинных течений фестиваля на протяжении десяти лет. Презентация книжки пройдет 24 мая в Канне. Но без Дани. <...> Невосполнимая утрата. Глубокие соболезнования родным и близким".

Лариса Малюкова:
"В нем сочеталось несочетаемое: храбрость и интеллигентность, идеализм и трезвость суждения, беспримерная мягкость и поразительная в наше пластичное, сервильное время принципиальность и честность. Подчас неудобная. Раздражающая позиция. При этом всегда оправданная и аргументированная. Поэтому ему никогда не было легко. <...> Он всегда чурался официоза, умел привычное увидеть свежим взглядом. <...> Но прежде всего, он был мудрецом, способным не только фиксировать, но анализировать, я бы сказала, сканировать процесс развития культуры во всей сложной его взаимосвязи с обществом. Не случайно именно Даниил Дондурей признан одним из самых авторитетных экспертов в области кинематографа, социологи и культуры".

Стас Тыркин:
"Его уход – трагедия не только для журнала, но и всего российского искусства кино: оно потеряло своего главного аналитика."

Анатолий Голубовский:
"Не знаю, как и что будет без Дани Дондурея. <...> Все мы живем в мире, который пытался строить Дондурей. Он не достроил, потому что ему все время мешали, разрушали то, что он создавал таким тяжким интеллектуальным трудом. Мало кто понимает и помнит, как много он сделал для того, чтобы в нашей несчастной стране хоть что-то получалось. Его вообще мало кто понимал. Не потому, что он невнятно что-то излагал. Просто понимать его до конца значило обрекать себя на труд переделывать себя. Далеко не все, кого он пытался в чем-то убедить, решались на такое. Он очень мучился от непонимания. А мы живем теперь в руинах, потому что мало помогали ему строить. Хотя бы пониманием. С этим и будем жить дальше".

Александр Зельдович:
"В нем было столько оптимизма - редкий человек, который всегда говорил о будущем. Последние тридцать лет безнадежно говорил о России глубокие и очевидные вещи: проповедовать глухим - одна из самых важных и тяжелых миссий. Чудом сохранил и пронес через десятилетия прекрасный журнал "Искусство Кино", который пережил здесь это самое искусство. Был очень важен. Без него будет темней".

 

Время и место прощания с Даниилом Борисовичем Дондуреем: 14 мая (воскресенье). Город Москва, ул. Б.Никитская, д. 53, Центральный дом литераторов. Начало в 12.00 часов.

Ясновидящая

Блоги

Ясновидящая

Зара Абдуллаева

После своего короткого поздравления-комментария Зара Абдуллаева прислала еще один – развернутый – текст, в котором объясняет, почему Кира Муратова так важна для русского и мирового кино. Ради полноты картины мы сочли уместным опубликовать и его.

Супергерой нового поколения. «Гоголь. Начало», режиссер Егор Баранов

№5/6, май-июнь

Супергерой нового поколения. «Гоголь. Начало», режиссер Егор Баранов

Ольга Шакина

Начну с нетипичного для академического издания зачина: как-то у стойки берлинского бара я разговорилась с ирландцем о русской литературе. После непременного обсуждения большой экспортной триады (Ч-в, Д-й, Т-й) он признался, что на самом-то деле гораздо больше любит другого автора: «Гоголь! Атипично смешон!» «Это не вполне русский – украинский писатель», – поправила я собеседника и начала было пересказывать литературоведческие споры о гоголевской национальной идентичности, как ирландец уверенно меня прервал: «Ты права: откуда бы он ни был – он точно не русский».

Колонка главного редактора

«Культура — это секретная служба»

21.11.2012

Выступление социолога, главного редактора журнала «Искусство кино» на заседании президентского Совета по правам человека всколыхнуло медийный бомонд. Кто-то услышал в его словах призыв к цензуре на телевидении, иные разглядели банальный плач по культуре. Но сам Даниил Дондурей, человек, благодаря которому в словарь президента вошло богатое словосочетание «культурный код», полагает, что его вообще не поняли. И объясняет «Новой газете» — почему.