goEast 2017. Русские пришли

  • Блоги
  • Евгений Майзель

C 26 апреля по 2 мая в Висбадене пройдет XVII международный фестиваль goEast, ежегодно собирающий актуальную кинематографию Восточной Европы. Традиционно здесь заметное место отдано кино из России и республик бывшего Советского Союза. О самых интересных российских картинах, не слишком известных у себя на родине, рассказывет Евгений Майзель.


goEast fest logoПеред открытием каждого крупного мирового кинофорума российские журналисты прилежно исполняют один и тот же ритуал: сперва ревниво ищут в программе российских участников и, если не находят (или находят, но мало), тревожно и риторически вопрошают, почему так вышло, усматривая в том доказательство горестного положения дел в российской киноиндустрии или же подлых происков русофобской закулисы (варианты – в зависимости от убеждений). Однако кинопроцесс – штука настолько сложная, что едва ли, при всем уважении к экспертам, отсутствие российских лент на том или ином престижном смотре может свидетельствовать как о заговоре против России, так и об объективно катастрофическом положеним дел в отечественной киноиндустрии.

В противном случае, изучив каталог goEast 2017, нам придется признать, что дела с важнейшим из искусств обстоят у нас  в стране просто замечательно, прямо лучше некуда, ибо "русское присутствие" в этом году получилось на удивление удачным – и разнообразным, и нетривиальным, и дающим о современном российском кино такое объемное и эстетское представление, какое ожидаешь встретить и встречаешь далеко не на всяком российском фестивале.

В конкурсную программу goEast вошла одна из самых необычных российских премьер прошлого года – "Россия как сон" Андрея Сильвестрова и Даниила Зинченко. На самом деле родителей у этого дитяти гораздо больше, от двадцати пяти примерно доноров (среди них искусствовед Леонид Бажанов и драматург Юрий Клавдиев, поэт Герман Лукомников и куратор Ангелика Рамлов и еще двадцать других), поскольку сложен этот фильм из многочисленных эпизодов, придуманных, предложенных и/или исполненных участниками незабываемого Канского фестиваля 2015 года в виде добровольных дружеских контрибуций. Пересказать содержание получившейся в итоге грандиозной мозаики почти невозможно, но, может быть, отсутствие единой фабулы и обеспечивает "России" ее таинственно-мистический облик и полифонический строй. Играя в прятки, дети растворяются в лесу. Девушка бродит по березовой роще, напевая один и тот же мотив. Эта сценка перекликается с другой – с поэтом, твердящим слово "или". Прочие читают стихи, сочиняют монологи, разыгрывают пантомимы... Разорванные, будто не связанные между собой эпизоды, отсылающие то к европейской эксцентрике, то к волшебной сказке, прошиты сквозным странствием старенького пазика по ухабам родных просторов. Автобус везет сограждан, а те делятся с нами рассказами, воспоминаниями, представлениями о смерти.

wiesbaden 02"Россия как сон"

По-настоящему свежий, рискованный арт-проект, чья премьера состоялась в 2016 году, "Россия как сон" получила приз на "Киношоке", но по-хорошему должна была выиграть и критического "Белого Слона", и академическую "Нику", коль скоро официальные задачи этих премий – поощрять художественные поиски и независимое киноискусство. Есть опасение, что и в конкурсной программе нынешнего goEast, больше ориентированного все-таки на кинематограф социально озабоченный, сюрреалистичная "Россия..." предстанет белой вороной. Тем не менее вызов, брошенный кураторами жюри и зрителям, заслуживает восхищения.

С темами сна, смерти и магических метаморфоз связано и другое предстоящее на goEast событие, которое – в контексте репрезентации российской культуры – следует, пожалуй, назвать центральным. Речь о небольшой рестроспективе великого ленинградского-петербургского режиссера Евгения Юфита, ушедшего из жизни в прошлом декабре. Кажется, это его первая посмертная ретроспектива.

wiesbaden 04"Папа, умер дед Мороз"

В секции SPECIALS будут показаны его ранние миниатюры – "Лесоруб" (1985), "Весна" (1987), "Воля" (1994) – и легендарный "Папа, умер дед Мороз" (1991, совместно с Владимиром Масловым), принесший их создателям славу некрореалистов.

wiesbaden 03"Лесоруб"

Совсем с иного эстетического боку, в феминистской и острополитической ипостаси российский авангард будет представлен и в секции "Симпозиум" 4-минутным видео "Баба на выданье" Марии Годованной, смонтировавшей ключевые эпизоды бракоразводного процесса национального лидера Российской Федерации со своей женой. Как известно, в ответ на вопрос о собственном семейном будущем В.В.Путин заявил, что сперва он позаботится, чтобы его бывшая жена снова удачно вышла замуж, и только после этого подумает о себе. Этот патриархальный телеспектакль с участием официальных и неофициальных лиц получился красноречивее всяких слов, убеждена Годованная.

"Симпозиум", в этом году озаглавленный "Неохотный феминизм", украсили и многие другие фильмы восточно-европейских режиссеров-женщин, среди которых нашлось место и советским классикам (Маргарита Барская с "Рваными башмаками", Вера Строева с "Сыном бойца" и "Букетом фиалок", Лариса Шепитько с "Крыльями", Кира Муратова с "Познавая белый свет", Динара Асанова с "Милый, дорогой, любимый, единственный") – и менее известным советским кинематографисткам (Ляля Станукинас с фильмом "Трамвай идет по городу", Лана Гогоберидзе с "Несколькими интервью по личным вопросам"). По замыслу куратора программы Барбары Вурм, никто из них не рассматривал себя в качестве сознательных и последовательных феминисток, а некоторые даже дистанцировались от феминизма, притом что они всегда выступали за равенство полов и в практическом смысле были самыми настоящими феминистками и на словах, и на деле.

"Трамвай идет по городу" (1973)

В программу Highlights вошел монументальный "Ледокол" Николая Хомерики – блокбастер, достойно совместивший мейнстримный зрительский жанр с трепетно-авторским отношением к киноискусству.

Секция goEast Gurus, собирающая фильмы опытных мастеров, миролюбиво объединила авторов идеологически противоположных: Андрея Кончаловского с "Раем" и Виталия Манского с "Родными". Чтобы дать представление об уровне этой секции, достаточно сказать, что среди других ее участнков "Сьераневада" Кристи Пуйю и, например, "Зимняя песня" Отара Иоселиани.

Помимо этих и других программ, в дни фестиваля будет работать творческая лаборатория молодых кинематографистов – East-West Talent Lab. От России в этом году приедут и представят свои проекты несколько студентов, в частности, – Владлена Санду, чей короткометражный фильм "Святый Боже" уже целый год, сразу после того, как состоялась его мировая премьера на омском "Движении", заслуживает большого и отдельного разговора. Как и "Россию как сон", "Святый Боже" также следует признать одним из самых необычных и выдающихся российских картин прошлого года.

Санду часто называют– и еще не раз назовут – дебютанткой, хотя за плечами этой выпускницы ВГИКа, окончившей мастерскую Алексея Учителя и Алексея Гелейна, не менее пяти законченных фильмов. Лучше прочих известна "Кира", показанная года два назад на "Кинотавре", – о девушке, выпущенной "по условно-досрочному" – в никуда, прямо на социальное дно. Есть несколько доков: "Дияна" о непутевой цыганке, "Орловы" о вдове и ее пожилой матери-колясочнице – вынужденных переселенках из Чечни... Похоже, на сегодняшний день все или почти все фильмы Санду – так или иначе о "перемещенных лицах", будь то жители Грозного, доживающие свой век в российской глубинке, неблагополучная цыганка или сын экспата Хуан Карлос из "Ощущения свободы".

wiesbaden 05"Святый Боже"

О "перемещенных лицах" и "Святый боже" – эстремально личное высказывание, в котором постановочное и неигровое образуют странный симбиоз, может быть, отчасти тот самый, о котором мечтал Эйзенштейн. В роли главного героя выступает сам режиссер. В начальных титрах фильм назван "видеодневником", но никакой сериальной текучести и органической бесформенности, присущих дневнику, его жесткая трехактная структура не подразумевает.

В первой части, наиболее продолжительной, девушка рассказывает о своих "первых университетах". В середине 90-х Владлена жила с мамой и бабушкой в Грозном, и детство ее, можно сказать, закончилось с началом памятной чеченской кампании, когда тысячи мирных горожан проснулись прямо на сцене боевых действий, ведшихся, как известно, без особых церемоний. Зритель услышит спокойный монолог, изобилующий едкими деталями: разрушенная музыкальная школа, запах медицинского спирта, солдаты на БТР, пьяная мать, собачий корм вместо тушенки, консервированные ананасы, нелегальные мануфактуры, чеченский синдром...

История войны, эвакуации, выживания в новых условиях предстают в виде очевидно отредактированного, продуманного рассказа, чья литературная выправка (на что справедливо обратил внимание коллега Вадим Рутковский) не снижает, а усиливает эмоциональный эффект, заставляя вспомнить о таких классиках беспристрастного повествования в неподвижный объектив, как Штрауб и Юйе. Во второй части Владлена навещает бабушку, и вместе они встречают Новый год. Существенно, что для этой части найдено отдельное визуальное решение. Раскрывать подробности третьей части воздержусь, но отмечу, что она совсем краткая, и в ней происходит возвращение к образу из первой части, давшему название всей картине.

"Святый Боже", трейлер

Может быть, обугленная плоть со всеми ее потрохами, густо дымящаяся в "Святом Боже", перевешивает все остальное, включая, скажем шепотом, искусство. И все же аполлоническое спокойствие, с каким режиссер превращает собственное прошлое в художественно осмысленный опыт, впечатляет. Но еще более важной кажется авторская цельность, трансформирующая творческий процесс в экзистенцию, а экзистенцию – в творческое начало. В этом ракурсе индивидуалистка Санду оказывается эстетически близка, как ни странно, и коллективной "России..." с ее установкой на магическое переживание и преображение действительности, и тяжелой алхимии Евгения Юфита, тоже никогда не мыслившего свою работу в каком-то стерильном, "профессиональном" отрыве от собственной жизни.

Наконец, в том же SPECIALS будет показана копродукция, выпущенная без российского финансирования, но при прямом россисйском участии – и это еще одно неигровое и тоже весьма шокирующее свидетельство, "Процесс", снятый давним выпускником мастерской учеником Марины Разбекжкиной Аскольдом Куровым. Как легко догадаться из англоязычного названия (The Trial: The State Of Russia Vs Oleg Sentsov), лента посвящена украинскому режиссеру Олегу Сенцову, арестованному ФСБ вскоре после присоединения Крыма к России и обвиненному в терроризме – по мнению подавляющего большинства наблюдателей, бездоказательно. (В частности, в вину Сенцову вменялся преступный умысел взорвать памятник Ленину в Симферополе.)

wiesbaden 06"Процесс"

Напомню, что примерно через год, в августе 2015 года арестованный украинский гражданин Сенцов, находившийся все это время под следствием, был приговорен российским военным судом к двадцати годам строгого режима и, несмотря на протесты и петиции украинской, российской, мировой общественности, несмотря на воззвания всяческих  знаменитостей и личные просьбы, обращенные к главе государства, до сих пор остается за решеткой.

Человеческая комедия. «9 способов нарисовать человека», режиссер Александр Свирский

№5/6, май-июнь

Человеческая комедия. «9 способов нарисовать человека», режиссер Александр Свирский

Илья Бобылев

Ритм отечественного анимационного кинопроцесса своей естественностью напоминает сердечный цикл. По крайней мере, заинтересованный зритель отчетливо слышит два основных тона, задаваемых двумя авторитетными фестивалями, практически ровесниками. Весной Открытый Российский фестиваль анимационного кино проходит в Суздале, а осенью бороздит речные просторы российско-украинский «Крок», в международной программе которого российские фильмы оказываются уже в контексте современных достижений мировой анимации.

Колонка главного редактора

«Я не могу выпить море»

27.12.2012

Мнения.ру побеседовали с известным российским интеллектуалом, социологом культуры, главным редактором журнала «Искусство кино» Даниилом Дондуреем. В каком будущем нам предстоит жить? Что ждет Россию в течение ближайших десятилетий? Какую роль должны взять на себя сегодня мыслящие люди? За что мы несем ответственность и как выжить в «третьей реальности»? Читайте об этом в нашем материале.

Новости

Завершился 64-й Берлинский кинофестиваль

16.02.2014

15 февраля завершился 64-й международный кинофестиваль в Берлине. Главной награды форума – приза «Золотой медведь» за лучший фильм конкурсной программы – удостоилась детективная картина китайского режиссера Йинана Дяо (Diao Yinan) «Черный уголь, тонкий лед» (Bai Ri Yan Huo). Фильм посвящен бывшему полицейскому, который после увольнения из органов решил расследовать серию загадочных убийств. Приз большого жюри завоевал Уэс Андерсон за картину «Отель "Гранд Будапешт"» (The Grand Budapest Hotel), открывшую Берлинале.