Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Венеция 2013. Возвращение - Искусство кино

Венеция 2013. Возвращение

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

Второй венецианский репортаж специального корреспондента ИК Зары Абдуллаевой посвящен двум картинам из основного конкурса и одной – из конкурса «Горизонты»: «Мы – лучшие!» Лукаса Мудиссона, «Филомена» Стивена Фрирза, «Поднимается ветер» Хаяо Миядзаки.


В параллельной главному конкурсу программе «Горизонты» состоялась премьера Лукаса Мудиссона «Мы – лучшие!» (Vi Är Bäst!). Идти было несколько страшновато тем, кто видел провального «Мамонта» (дорогущего и помпезного) с Гаэлем Гарсиа Берналем и Мишель Уильямс. После разочарования берлинской публики в 2009-м Мудиссон затаился. Оказалось: впал в уныние, решил больше не снимать и научиться отменно играть в шахматы. Последнее предприятие ему не удалось. Но, получив в наследство дом на юге Швеции, Мудиссон приободрился, написал два романа (вообще-то он еще и поэт) и решился на съемки. Благо он обожает свою жену, а она писательница из бывших панков. Ее графический роман вдохновил Мудиссона на экранизацию. Счастливая идея вернула режиссера в ту самую, раннюю форму, когда мы его полюбили. «Покажи мне любовь» (1998) и особенно фильм «Вместе» (2000) о коммуне 70-х годов – лучшее, что он сделал, а теперь вновь продемонстрировал сердечность, отвязность, сообщительность полуотпетых, далеких от пресного здравомыслия персонажей.

На сей раз Мудиссон выбирает 1982 год и трех девочек-тинейджеров. Одну оголтело моторную, другую некрасивую, но мечтающую заразиться жизненной энергией от подруги, а третью он преобразил из паиньки-гитаристки в музыкальную оторву, необходимую для создания панк-группы. Стоит сказать, что ее товарки не умеют играть ни на одном инструменте и не знают нот. О, надо видеть упорство, идиотизм и сокрушительный драйв этих нарушителей общественного спокойствия и мещанского благополучия. А еще их причесочки, неловкость, обиды и настрой на победу. Живое, простое кино. Полезное для формирования протестного гражданского сословия, солидарности и вообще для инспирации самого желания жить, даже если над тобой смеются или в тебя не влюбляются. Очень позитивная вещь, блестяще смонтированная, азартно сыгранная шведскими актрисами, обалдевшими от изнурительных, но духоподъемных съемок. Отдышавшись после них, они – о чем признались в интервью – готовы, если позовут, отдаться новым тяжким и веселым испытаниям на площадке.

venezia70-moudysson2
«Мы – лучшие!»

Чувствительность драматических персонажей другого возраста и судьбы поддержал в конкурсе Стивен Фрирз в своем мейнстриме «Филомена» (Philomena). Вот уж мелодрама вышла у него без затей, хоть и английской выделки, и с английским юмором, угасающим, правда, по мере сближения двух малознакомых героев, на которых поставил Фрирз. Их сыграли Джуди Денч, пока обреченная на Кубок Вольпи «за главную женскую роль», и Стивен Куган, он же соавтор сценария, который (по книге «Потерянный ребенок Филомены Ли») написал вместе с Джеффом Поупом. Куган тоже мог бы приз получить, если его не обгонят американские актеры, которые здесь на высоте.

venezia70-frears1
«Филомена»

Денч играет очень простую англичанку, полвека назад потерявшую ребенка – его продали за тысячу долларов в монастыре, где она работала прачкой, отмаливая грехи «падшей женщины» четырнадцати лет. Всю практически жизнь она безуспешно искала сына. Но подвернулся случай. А события в фильме реальные, буквально всколыхнувшие Британию после выхода «Потерянного ребенка Филомены Ли» в 2009 году. Политический журналист, его-то играет Куган, лишившись из-за своей принципиальной позиции работы на БиБиСи, собирался было писать книжку про историю России. Познакомившись с Филоменой, он подумал о другой книжке, не будучи уверенным, что столь «человеческая» история ему не наскучит. Они едут в Америку на поиски ее сына, который был шишкой в администрации Рейгана, а умер, несмотря на консерватизм своего окружения, от СПИДа (гей как-никак). В этом путешествии либеральный и опальный журналист сближается с героиней своей будущей книжки настолько, что называет ее в опасный сюжетный поворот «мамой». Дальше события буквально берут поклонников добротного мейнстрима с остроумными диалогами за горло. Ободряет и придает пикантности фильму антиклерикальный заряд. Монахини выглядят тут малопривлекательными особами, способными на подлость и мстительность. Но – никаких спойлеров. Однако очередной гуманистический вираж Фрирза состоит в том, что его героиня, имеющая, впрочем, живого прототипа, истинной веры не утратила и простила – в отличие от прогрессивного журналиста – немилосердных, гадких монахинь. «Очень жизненно», как говорила бабушка моей подруги, посмотрев какую-нибудь мелодраму. Даром, что советскую.

venezia70-frears2
«Филомена»

В Венецию вновь вернулся Миядзаки. Сам он, увы, не приехал, но конкурс заполучил его новый фильм «Поднимается ветер» (Kaze Tachinu). Если честно, то эта вымышленная сага о знаменитом авиаконструкторе Джиро Хорикоси 20-х годов, уступает тончайшей «Рыбке Поньо», показанной некогда в Венеции. Проигрывает, почти как любой байопик, пусть и придуманный, «бескорыстно» обворожительным созданиям авторского воображения. Что ж, Миядзаки хотел снять личный фильм (его папа работал в авиапромышленности) по-японски, то есть без благоглупостей, философический и по-японски же сентиментальный.

venezia70-miyadzaki1
«Поднимается ветер»

Кино получилось для мальчиков – очень уж подробно и долго Джиро мечтает, а потом и претерпевает в анимационной, изумительно разнообразной реальности творческие «падения и взлеты» по созданию игрушечных и настоящих самолетов. Но и для девочек, не доросших до читательниц «Волшебной горы» Томаса Манна, на которую тут полно ссылок, это тоже «плакучее» изящное зрелище. Молодая жена героя больна туберкулезом и рано исчезает в швейцарский санаторий с экрана, посылая воздушный поцелуй своему нежному и героическому мужу, как бы ободряя его из своего далека словами Поля Валери, выбранным в качестве эпиграфа к картине: «Поднимается ветер! Надо попытаться жить!»

venezia70-miyadzaki2
«Поднимается ветер»

Есть тут и масса литературных ассоциаций, и грандиозные сцены землетрясения, и вообще пир художественных достижений. Все-таки Миядзаки... Просто байопик, пусть родившийся в голове Миядзаки по поводу реального гениального персонажа, есть жанр, как и жанр мелодрамы, слишком рискованный. Но какой настоящий человек, не говоря о великом режиссере, откажется рискнуть?


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Гран-при фестиваля «Киношок-2013» завоевал «Старик»

23.09.2013

В Анапе завершился XXII Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок», стартовавший 15 сентября. В программе «Киношока-2013» прошли конкурс полнометражных фильмов, конкурс короткометражных фильмов «Границы Шока», конкурс игровых телефильмов «ТВ-Шок», конкурс детского игрового и анимационного кино «КиноМалыШок», а также конкурс киноальманахов OMNIBUS. В специальной программе «В фокусе» лучшие национальные фильмы в этом году представлял Кыргызстан.