Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Ведьмы и пуритане. «Ведьма», режиссер Роберт Иггерс - Искусство кино

Ведьмы и пуритане. «Ведьма», режиссер Роберт Иггерс

  • Блоги
  • Дмитрий Комм

Один из победителей прошлогоднего фестиваля в Санденсе, ужастик "Ведьма" вышел в этом году в мировой прокат, продолжая собирать хвалебные отзывы критики и зрителей. Высокую оценку картины в полной мере разделяет Дмитрий Комм.


В 2015 году малобюджетный мистический триллер "Ведьма" произвел фурор на кинофестивале в Санденсе, завоевав приз за лучшую режиссуру и получив такие единодушно-восторженные отзывы в крупнейших изданиях, от The Guardian до New Yorker, каких фильмы этого жанра не удостаивались, наверное, со времен "Ребенка Розмари". Выйдя в широкий прокат в 2016 году, "Ведьма" снискала неменьший успех у зрителей, собрав 32 миллиона долларов. Стивен Кинг написал о ней: "Этот фильм напугал меня до смерти. Это настоящее кино – полное страсти, одновременно интеллектуальное и чувственное". И самое главное: всех этих похвал добился никому до той поры не известный дебютант Роберт Иггерс, бывший театральный художник, снявший "Ведьму" по собственному сценарию со скромным бюджетом в 1 (один) миллион долларов. Для Иггерса эта картина стала чем-то вроде акта персонального экзорцизма. "Ведьмы завораживали и пугали меня с юных лет; они были ночным кошмаром всей моей жизни, – говорил он в интервью. – До тех пор, пока я не сделал этот фильм. Больше они мне не снятся".

Зато они гарантированно будут сниться зрителям. Это неприятная новость для тех, кто под фильмами ужасов понимает подростковые комедии про маньяков в дурацкой маске, забывающиеся через час после просмотра. "Ведьма", носящая подзаголовок "Сказка Новой Англии", обладает гипнотическим воздействием настоящей волшебной сказки: она затягивает в себя зрителя, погружая его в лабиринт мрачных фантазий и архетипических образов, которые врезаются в память (например, я точно знаю, что до конца своих дней не забуду кадр с вороном, клюющим женскую грудь). Посмотреть "Ведьму" – все равно что побывать на спиритическом сеансе, и это сходство усиливается тем, что, в отличие от большинства современных хоррормейкеров, ее автор хорошо знает свой материал. Это почувствовали многие, и не случайно одна из рецензий гласит: "Этот фильм заставит вас сразу после окончания сеанса бежать в ближайшую церковь".

Как Иггерсу и его съемочной группе удалось добиться такого эффекта? "Ведьма", несмотря на кажущуются простоту, многоуровневный фильм, несущий в себе множество смыслов. На сюжетном уровне это история про пуританскую семью середины XVII столетия, построившей ферму в отдаленном лесном уголке Новой Англии. Детальная реконструкция быта и образа мыслей подобных семей впечатлит самых придирчивых историков: Иггерс буквально списывал диалоги персонажей с писем и дневников той эпохи, а потому мы с первой же сцены погружаемся в невротическое пространство безостановочных молитв и разговоров о греховной природе человека, добродетели, искуплении, – способных напугать сами по себе, без всяких ведьм. В этой атмосфере религиозной паранойи растет юная Томазина – старшая из четырех детей семейства (блестящая работа девятнадцатилетней балерины Ани Тейлор-Джой, также дебютирующей в большом кино). "Ведьма", таким образом, приобретает черты "драмы взросления", истории о пробуждающейся женственности в извращенном, репрессивном окружении.

"Ведьма", трейлер

Когда Томазина, оставленная няньчиться с новорожденным Сэмюелом, таинственным образом теряет его – младенец исчезает, стоит только ей на несколько секунд закрыть глаза – религиозный невроз ее семьи начинает перерастать в истерию. Тем временем, в лесной чаще при слабом, колеблющемся свете мы видим чудовищное существо, совершающее ритуальное убийство этого младенца. Нарушив в самом начале картины главное табу американского кино – негласный запрет на показ убийств маленьких детей – Иггерс лишает зрителя психологической защищенности. Отныне мы знаем: в этом фильме может произойти все, что угодно, и никто из героев не защищен автором от гибели или чего-то похуже.

Но это только завязка. Далее, используя мифологические образы – ближайшими источниками заимствований служат сказки братьев Гримм – Иггерс погружает нас в настоящий юнгианский кошмар, из которого, как из зачарованного леса, нет выхода. Крушение патриархального семейства – еще одна важная тема фильма – разворачивается на экране параллельно увеличению числа жутких, необъяснимых событий и к середине фильма мы уже не знаем, что из происходящего объясняется кознями ведьм, а что – фрустрацией и религиозным фанатизмом персонажей. При этом в самой эстетике картины ничего сказочного, фэнтезийного нет: все события, даже самые невероятные, показываются с почти кубриковской детальностью, все натурные съемки происходят в естественном освещении, даже если освещение исходит от обычных свечей, и этот гиперреализм заставляет "Ведьму" выглядеть еще более пугающей.

"В аутентичности есть нечто магическое, – утверждает Иггерс. – Я хотел понять, что является главным в архетипе ведьмы и почему он был столь могущественным. В те времена люди верили, что ведьмы крадут детей, режут их на части, летают на метлах. Это было частью их реальности, и если вы разделяете ее, то погружаетесь в нечто по-настоящему примитивное и страшное. Именно поэтому мне важно было аутентично воссоздать на экране дух времени, чтобы ведьма снова стала реальной и могущественной".

Эта концепция оказалась столь же удачной по замыслу, как и по воплощению. За аутентичными костюмами, эскизы которых Иггерс рисовал лично, аскетичным, но точным визуальным решением, где отдельные кадры напоминают о световых приемах голландской живописи той эпохи (оператор Джарин Блашке за свою работу в "Ведьме" был включен Variety в десятку лучших кинооператоров 2015 года), и саундтреком, при записи которого использовались настоящие инструменты XVII века, оживает жуткая психическая реальность, породившая процессы над ведьмами в Салеме. Воссоздание образа мыслей и чувств людей ушедшей эпохи и неизбежно возникающие проекции в современность стали главным достижением картины. Благодаря этому, картина выглядит скорее мистико-философской драмой, чем хоррором; стоит ближе к фильмам Бергмана и Дрейера, вроде "Девичьего источника" и "Дня гнева", чем к лентам вроде "Изгоняющего дьявола".

На психологическом уровне ужас заключается в том, что конфликт фильма выстроен не между рацио и хаосом, как в большинстве современных хорроров, а между пуританским фанатизмом и языческой архаикой – и это столкновение двух монструозных сущностей делает героиню картины Томазину проигравшей в любом случае. В финале, переплетя линии драмы взросления и демонической одержимости, Иггерс увенчивает фильм одной из самых мрачных и визуально впечатляющих сцен в современном американском кино, словно бы иллюстрирующей известное высказывание Юнга: "Магическое – это просто другое слово для обозначения психического. Демоны никуда не исчезали, они лишь приняли иную форму и называются теперь психическими факторами".

TheWitch 2"Ведьма"

Многие критики усмотрели в "Ведьме" большое влияние фильмов Романа Поланского, хотя сам Иггерс называет своим главным источником вдохновения "Сияние" Стенли Кубрика. С Поланским, равно как и с другими классиками фильмов ужасов 60-х годов прошлого века, Иггерса роднит богатая эрудиция, интерес к мифологии культуры, которые он сам характеризует как "старомодность". В "Ведьме" он почти демонстративно не пытается разжевать что-либо аудитории и даже не слишком стремится ей нравиться. "Я смотрю старые фильмы, читаю старые книги, слушаю старую музыку, интересуюсь старинной живописью, – говорил он прессе. – Вряд ли я в ближайшее время буду снимать кино на современную тематику".

Впрочем, что станет делать Роберт Иггерс в ближайшем будущем, уже известно: ремейк "Носферату" Ф.В. Мурнау. Амбициозное и опасное решение, которое может похоронить его карьеру в самом начале пути. Но человек, который победил страх перед ведьмами, вряд ли испугается прародителя всех кинематографических вампиров.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Творцам предлагается «лечь на сохранение»

01.12.2015

Попытка министра культуры Мединского постулировать взаимоотношения художника и государства требует пояснений. Даниил ДОНДУРЕЙ — специально для «Новой».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

«ИК» предложил задуматься о пределах допустимого

02.12.2013

3 декабря в 17.00 в кинотеатре «Художественный» в рамках фестиваля Артдокфеста состоится круглый стол журнала «Искусство Кино». Тема: «Актуальная документалистика – пределы допустимого». Участники: главный редактор «Искусства кино» Даниил Дондурей, президент «Артдокфеста» Виталий Манский, Жан Перре, куратор программы «Чешский глобус, режиссер Фелипп Ремунда, режиссер Марина Разбежкина, режиссер Алена Полунина, продюсер Марк Франкетти, режиссер Светлана Быченко, продюсер Симона Бауман.