Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Тень древнего кошмара - Искусство кино

Тень древнего кошмара

  • Блоги
  • Нина Цыркун

О бесстрашном освоении Питером Джексоном очередной порции толкиеновских фантазий – Нина Цыркун.

Страшно подступаться к «Хоббиту», как вообще к экранизациям толкиеновской фэнтези: шаг влево, шаг вправо – и «толкинутые» фанаты разорвут в клочья, как чуть было не разорвали беднягу Бильбо ужасные тролли. Питеру Джексону наверняка было еще страшнее, когда он взялся одну, причем совсем не толстую книжку, растянуть на трилогию, начав сразу с мегахита длиной в 169 минут.

hobbit-peter-jackson
Питер Джесон на съемках фильма «Хоббит. Нежданное путешествие»

Но, как говорят в Голливуде, money talks: чтобы освоить бюджет и обеспечить рабочие места соотечественникам, Джексон должен был заполнить экранное время на означенную в контрактах сумму, одновременно переводя художественный замысел в продюсерский проект. Целая команда сценаристов, которых набралось четверо (две проверенные «Властелином колец» дамы – Филиппа Бойенс и жена Джексона Фрэн Уолш, сам Питер Джексон, а также приглашенный мастер мистических ужасов Гильермо дель Торо) трудилась над растяжкой книжки «Хоббит, или Туда и обратно» для дальнейшего превращения ее в первую часть трилогии о Бильбо Бэггинсе под названием «Хоббит. Нежданное путешествие».


hobbit-an-unexpected-3
«Хоббит. Нежданное путешествие»

В результате в фильме прибавилось действующих лиц, пришедших в приквел из «Властелина колец» в исполнении узнаваемых актеров: Галадриэль (Кейт Бланшетт), Элронд (Хьюго Уивинг) и Саруман (Кристофер Ли). А еще Азог (Ману Беннет), он же Бледный орк, обезглавивший отца Торина Дубощита и павший, по книге Толкиена, на поле боя, тут на экране выжил и даже получил вид на будущее. Но вот кто и что реально украсило фильм, так это бывший хоббит Горлум, которого по-прежнему сыграл в морфинге Энди Серкис, и эпизод его игры в загадки с Бильбо.

Что же касается реинкарнации прочих упомянутых замечательных существ, то роль их чисто служебная; хорошо знакомые персонажи помогают зрителю вернуться в атмосферу LOTR-трилогии, почувствовать себя как дома и с легкостью принять новые правила игры. Правила же эти определены исключительно технологией. Впервые в истории кино Джексон использовал особые цифровые камеры, с помощью которых можно снимать в 3D с частотой 48 кадров в секунду. Правда, насладиться эффектом мало кто может: соответствующих установок для проекции в самих США всего полтысячи на всю страну. Но и в IMAX-е вполне хватает этого совершенства. Даже не хочется думать, какое возникло бы впечатление от видимых в десять раз отчетливей гуммозных трещин на лицах гномов или просвечивающих на свету задников.

hobbit-troll-an-unexpected-journey
«Хоббит. Нежданное путешествие»

Когда-то на заре кинематографа, когда в пленке было много серебра, а картинка была очень ясной, операторы придумали снимать через вуаль, чтобы придавать изображению туманную загадочность. В наши дни операторы, работающие с Александром Сокуровым, замасливают объективы, чтобы расфокусировать кадр, оставляя место для воображения. «Хоббит» пошел поперек этой традиции, и не только этой: как снимают по Толкиену хронологически задом наперед (трилогия «Властелин колец» написана в годы Второй мировой войны, а «Хоббит» в 1937-ом), так и волшебное Средиземье из призрачной мечты превращают в туристский гид по Новой Зеландии с эффектами парка чудес.

hobbit-guide
«Хоббит. Нежданное путешествие»

За этими красотами пропала главная, на мой взгляд, толкиеновская ценность: когда сильные оказываются бессильными, на помощь им приходят слабые – то «секретное оружие», что, по словам Гэндольфа, способно пробить дорогу к дракону.

Джексон, похоже, попал в жанровый зазор. С одной стороны – это детское кино с гуманистической философией (для зрителей от 6 лет, как гласит титр), которую несет Мартин Фримен в роли Бильбо Бэггинса, выдернутого на подвиг варварами-гномами из своей уютной хоббичьей норы. С другой – взрослый экшен, требующий жесткой логистики подверстывания стародавних событий к временам LOTR-трилогии с ее мрачным колоритом, а пока что ощущаемой в виде собственной «тени»: половину, не меньше, экранного времени занято битвами, что создает полное впечатление развертываемой на огромном экране видеоигры. Кроме того, чтобы расширить горизонт аудитории, подыграть молодежи и папикам-шестидесятникам, Джексон пошел на неслыханную по нынешним временам дерзость: дал в руки Гэндольфу (Йену МакКеллену) трубку с таинственным наполнителем, вызывающим на лице мага блаженную улыбку, а его кузена, лесного волшебника Радагаста Бурого, и вовсе кормил «волшебными грибами», отчего у того прибавлялось куражу.

Hobbit-pipe
«Хоббит. Нежданное путешествие»

Остается только гадать, какой славный получился бы из «Хоббита» односерийный фильмец часа на два – но теперь уж, видно, за такой проект никто не возьмется, во всяком случае, в обозримом будущем.

the-hobbit--end


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

«Культура — это секретная служба»

21.11.2012

Выступление социолога, главного редактора журнала «Искусство кино» на заседании президентского Совета по правам человека всколыхнуло медийный бомонд. Кто-то услышал в его словах призыв к цензуре на телевидении, иные разглядели банальный плач по культуре. Но сам Даниил Дондурей, человек, благодаря которому в словарь президента вошло богатое словосочетание «культурный код», полагает, что его вообще не поняли. И объясняет «Новой газете» — почему.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Ушел из жизни главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей

10.05.2017

Сегодня, 10 мая ушел из жизни бессменный главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Борисович Дондурей (19 мая 1947 – 10 мая 2017).