Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Стадия зеркала - Искусство кино

Стадия зеркала

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В прокат вышла фантастическая антиутопия «Дивергент» (Divergent, 2014) о том, как тоталитарное государство будущего принуждает подростков к самоопределению. С подробностями – Нина Цыркун.

Удивительное дело – мрачные дистопические фантазии для подростков сочиняют не угрюмые мужчины с тяжелым прошлым, а приятные во всех отношениях дамы, благополучные супруги и матери, крепенькие такие и улыбчивые. Возьмем ли мы Сьюзен Коллинз с «Голодными играми» или Веронику Рот с «Дивергентом», жизнь им удалась во всех смыслах, и, видно, правда: для того чтобы быть социальным пессимистом, надо очень хорошо жить. А может быть как раз от доброты душевной, воспитанной благополучием, родился в них воспитательский драйв? И желают они настроить юную поросль на преодоление тягот жизни, чтобы не было ей потом мучительно больно?

Обе писательницы точно выбрали свою targetgroup – девочек, не обремененных багажом прочитанной sci-fi классики. Признаться, ничего плохого, кроме хорошего я в этом не вижу: коли последним в лом читать серьезную взрослую литературу, можно ознакомиться с некоторыми идеями на адаптированном материале – и уж тем более это проще и нагляднее, если в кино.

В «Дивергенте» Нила Бергера, экранизации первой части трилогии Вероники Рот, сохранены и акцентированы основные сюжетные струны, рассчитанные на запрос потребительниц: отношения с родителями и братом, с подругами и главное – с объектом любви, какой как раз и рисуется в девичьих грезах: возрастом постарше, лицом мрачноват, с легкой щетиной на щеках, загадочный и исполненный суровой нежности, вот как англичанин Тео Джеймс в роли наставника-тренера по прозвищу Четыре. В сетях этих девичьих томлений шестнадцатилетней Беатрис Прайор (Шейлин Вудли) главная коллизия воспринимается как история суровая и опасная, но на выходе сулящая заманчивый бонус; пресекающая склонность к унылому конформизму и стимулирующая дерзания.

Divergent-1
«Дивергент»

Лет через сто, после атомной войны жизнь в уцелевшем Чикаго удалось наладить путем строгой регламентации: общество разделили на страты-фракции в соответствии с природным складом и способностями граждан. Кто поумнее – того записывают в Эрудиты, то хочет жизнь свою отдать служению другим – того в группу Отречение, у кого сильны бойцовские качества – того в Бесстрашие и т.д. Полной гармонии эта селекция, предназначенная для сохранения классового мира и комфортного сосуществования индивидов все-таки не обеспечивает: фракции соперничают между собой за право рулить городом-полисом, в котором находящиеся на вершине власти люди из Отречения вместе с умниками из Эрудитов желают поставить себе на службу силовиков из Бесстрашия.

Divergent-2
«Дивергент»

Что же касается народа, то жизнь в соответствии с собственным суперкачеством обещает удобное существование в зоне своей фракции, и большинство эта возможность вполне устраивает. Правильный выбор помогает сделать профессиональное тестирование: один укол в кресле психолога – и сеанс воображаемой инициации выдает результат-предписание. Но находятся одиночки, которым как-то тесно на узкоколейке – им и того хочется, и другого, и третьего, и можно без хлеба. Тут психология бессильна. И вот эти-то бедолаги, не укладывающиеся в жестко очерченные нормы, называются дивергентами и считаются опасными для общества.

Divergent-4
«Дивергент»

Понятное дело: одномерный человек и единодушное общество – мечта всякого лидера нации. Но нерасчетливая природа почему-то заложила в человеке множественность, по крайней мере вероятностную. Эмблематичную картинку разнообразия жизненных путей, открывающихся у подростка на пороге самостоятельного будущего, авторы фильма рисуют в эпизоде с тестированием, когда под воздействием наркотического препарата Трис видит себя в пространстве со множеством зеркал, в которых дробится, множится ее фигура. Идеалом в тоталитарных обществах (а тут мы как раз с таким и имеем дело) всегда считается личность цельная, непротиворечивая, не подверженная сомнениям и всякому «гамлетизму». И этой своей множественности в зеркалах Трис, видно, испугалась больше, чем бросившейся на нее клыкастой собаки. А потому предпочла, слегка слукавив, пойти по прямой дорожке Бесстрашия. Но проницательные стражи фракции умеют отличить правильную особь от неправильной, разглядеть за примерным поведением подозрительные отклонения. Однако ж неслучайно – вопреки науке – Трис видит свою доминанту в безбоязненности; правда, по молодости еще не догадывается, что заключается оно не только в готовности спрыгнуть с мчащегося поезда или сигануть в пропасть, не зная, что ждет на дне. Чтобы достичь подлинного бесстрашия, ей пригодится и отречение, и дружелюбие и искренность – все то, что в ней хотели убить.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

«Я не могу выпить море»

27.12.2012

Мнения.ру побеседовали с известным российским интеллектуалом, социологом культуры, главным редактором журнала «Искусство кино» Даниилом Дондуреем. В каком будущем нам предстоит жить? Что ждет Россию в течение ближайших десятилетий? Какую роль должны взять на себя сегодня мыслящие люди? За что мы несем ответственность и как выжить в «третьей реальности»? Читайте об этом в нашем материале.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Завершился 70-й Венецианский кинофестиваль

07.09.2013

7 сентября состоялась церемония закрытия юбилейного Венецианского международного кинофестиваля 2013 года. Главный приз основной конкурсной программы фестиваля, неожиданно для многих критиков, получил документальный фильм «Священная римская кольцевая» (Sacro GRA) итальянского режиссера Джанфранко Роси. По собственному признанию, Роси снимал картину около двух лет. Гран-при, был присужден тайваньцу Цай Минляну за фильм «Бездомные псы» (Jiaoyou / Stray Dogs. Другой вариант перевода названия этой картины в русскоязычной прессе – «Бездомные собаки»).