Непредсказуемый эндшпиль. «Мстители: Война бесконечности», реж. Энтони Руссо, Джо Руссо

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Вышедший на экраны очередной сиквел «Мстителей» – и уже девятнадцатый по счету фильм кинематографической вселенной Marvel – комментирует Нина Цыркун.


В саге про мстителей Marvel выработала и отточила свою формулу блокбастера эпохи механической воспроизводимости, доведя повествование до предела, за которым должно последовать радикальное обновление, тотальный перезапуск, смена персонажей или хотя бы их исполнителей. Как выразился Доктор Стрэндж, «Мы подошли к эндшпилю». Все это вполне реализуемо и наверняка планируется, и уже любопытно, как сменится или модифицируется ключевая тематика, чтобы обрести новое и при этом узнаваемое и аттрактивное качество. Ведь именно на узнаваемости базируется десятилетняя успешность марвеловского производства самой грандиозной франшизы в истории кино. Как и в гигантском кроссовере Джо и Энтони Руссо «Мстители: Война бесконечности», когда интрига, отдаваясь приливами энтузиазма в зрительских сердцах, движется толчками с появлением на экране очередного любимца публики. А тут всех не перечесть: Халк, Железный человек, Доктор Стрэндж, Человек-паук, Черная вдова и Черная пантера, Вижен и Алая Ведьма, Капитан Америка, Стражи Галактики в полном составе (правда, Гамора не с ними) и почти все прочие, десятки персонажей – однако кое-кто предусмотрительно остается за кадром, видимо, до появления во второй части фильма.

Avengers 3A Infinity War 03«Мстители: Война бесконечности»

Зритель заранее знает, с чем будет бороться Брюс Баннер, на какой предмет станут перешучиваться Тони Старк и Питер Паркер, как будут пикироваться, состязаясь в остроумии, тот же Тони Старк и Доктор Стрэндж, чем поразит Шури, младшая сестра короля Ваканды Т’Чаллы/Черной Пантеры и так далее, и тому подобное. И зритель опять будет смеяться, в очередной раз услышав из уст наивной и невозмутимой Мантис из команды Стражей реплику про Кевина Бейкона как самого героического из супергероев. В хорошо известное старое вкрапляются шоустопперы: вот, оказывается, на что способен Плащ левитации Доктора Стрэнджа! Вот на какую жертву готов пойти Дерево/Бэби Грут, чтобы выручить безоружного Тора!

«Мстители: Война бесконечности», трейлер

Но все это только гарнир к главному блюду – реально бесконечной экранной войне с силами главного суперзлодея, вышедшего наконец на авансцену франшизы – Таноса (вновь в меланхоличном исполнении Джоша Бролина). Танос помешан на идее радикально сократить численность народонаселения на просторах Вселенной, чтобы обеспечить оставшимся счастливчикам сытное и безбедное существование в условиях истощающихся жизненных ресурсов. Свой проект он уже довольно давно реализует и, как ему кажется, успешно. Теперь его руки дотянулись до Асгарда, где он схлестнулся с Тором и Локи, а там и Земля маячит на очереди. Глобальный замысел Таноса, помешанного на «балансе» живых существ и ресурсной базы, напоминает проект параноика-социопата Адриана Вейдта/Озимандии из «Хранителей» DС Зака Снайдера, планировавшего уничтожить несколько мировых мегаполисов типа Москвы и Нью-Йорка, чтобы предотвратить ядерную войну. Трудно придумать что-то новенькое для оправдания злодейства: это всегда некая великая цель, на пути к которой необходимо пожертвовать определенным (или бесконечным) числом чьих-то жизней. Гораздо легче придумать внешнюю злодейскую окраску – у Таноса, например, она эгоцентрично-фиолетовая.

Чтобы контролировать всю Вселенную, Таносу надо добрать до полного комплекта набор камней индивидуального назначения, которые он аккуратно вставляет в свою Перчатку бесконечности, вокруг чего и разгорается весь сыр-бор. Обладающий мощным интеллектом и невероятной силой, Танос практически неуязвим, а самое важное – он способен излучать волны испепеляющей энергии.

Avengers 3A Infinity War 02«Мстители: Война бесконечности»

Графический Танос – чье имя, конечно, есть сокращение от олицетворяющего смерть античного Танатоса с железным сердцем – появился в начале 1970-х. Тогда он дружил со своим братом Эросом (известное дело – любовь ходит в обнимку со смертью) и влюбился в Госпожу Смерть. Для того, чтобы ублажить ее, он собирал урожаи смерти во всей Вселенной, бросая их к ее ногам. На мой взгляд, этот романтический мотив из сценария «Мстителей…» исчез напрасно, заменившись слезливым и малоубедительным эрзацем.

Так или иначе, контентного резерва хватит на следующую внушительную дозу «войны бесконечности», чтобы завершить эпопею мощным аккордом, которого все будут с особым нетерпением ждать. Потому что первая часть и должна была, само собой, закончиться на кульминационной ноте, на самом интересном месте, но чтобы так радикально, как придумали сценаристы Кристофер Маркус и Стивен МакФили, – такого наверняка никто не ожидал.

Время непервых. «Аритмия», режиссер Борис Хлебников

№5/6, май-июнь

Время непервых. «Аритмия», режиссер Борис Хлебников

Денис Катаев

В дискуссии о московской реновации и реконструкции в рамках программы «Моя улица» столкнулись два подхода. Сторонники урбанистики твердят о необходимости радикальных перемен, то есть о срочном расширении городских пространств, которого не добиться цивилизованными методами согласований и общественных слушаний. Надо просто потерпеть, говорят нам, ради очередного светлого будущего. Другие же настойчиво упирают на гуманистический подход. Может, нам и рисуют достойное будущее, но вот незадача: в нем есть место прожектам, а не людям.

Колонка главного редактора

Российская смысловая матрица

07.06.2016

Культуролог Даниил Дондурей о творцах понимания российской жизни. Републикация статьи в газете «Ведомости».

Новости

«Искусство кино» и Британский Совет разыгрывают бесплатную поездку на Лондонский кинофестиваль

22.08.2017

Журнал «Искусство кино» и Британский Совет совместно с Московской школой кино объявляют прием заявок на получение гранта на поездку 4-15 октября 2017 на 61-й Лондонский кинофестиваль в составе российской делегации. К участию приглашаются специалисты в области кино: кинокритики, режиссеры, продюсеры, менеджеры кинофестивалей и дистрибьюторы.