Берлин-2017. Ужин Белоснежки на скотобойне

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В первом берлинском репортаже Нины Цыркун – «Ужин» Орена Мовермана, «О душе и теле» Илдико Эньеди и «На игле 2» Дэнни Бойла.

berlinale logoКомментируя программу нынешнего Берлинале, директор фестиваля Дитер Косслик, ссылаясь на один из ее фильмов – «Молодой Карл Маркс» Рауля Пека, пошутил, что призрак бродит не только по Европе. Весь мир пребывает в смятении, потому что питавшие его великие утопии и последняя из них – мистификация глобализации – ныне разрушены. Ни коммунизм, ни капитализм не смогли, по мнению Косслика, сделать мир хотя бы немного справедливее и приемлемее для существования человека, и в растерянности люди пытаются найти новые ответы на вызовы дня. Потому и программа фестиваля как никогда политична, хотя на первый взгляд эти фильмы могут рассказывать о вещах вполне обыденных или сугубо личных.

Но иногда авторы обращаются и к большой истории. В картине американского режиссера Орена Мовермана «Ужин» частная драма разворачивается в сопровождении комментария одного из главных героев, профессионального историка. Он вспоминает античность с ее недостижимым совершенством в искусствах и масштабных завоеваниях и констатирует их полное забвение в темные века средневековья. Порицает фашизм и расизм, но и сам выступает с ординарно расистскими и фашистскими призывами, а потом дело доходит и до их преступной реализации.

berlnale 2017 1 1«Ужин»

К сожалению, создатели «Ужина» так сложно его сервировали (в том числе и буквально – дело происходит в дорогом французском ресторане, блюда в меню которого подробно описыываются), что благополучно преодолеть путь от «аперитива» до «дижестива» практически не удается. Несмотря на старания таких звезд, как Ричард Гир, Лора Линни и Хлоя Севиньи.

Продолжая свой комментарий, Косслик вспомнил и другого великого немца – поэта Фририха Гельдерлина, писавшего, что спасение возникает лишь в минуты крайней опасности. Вот и создатели фильмов, поясняет Косслик, посылают нам лучи надежды, показывают , что в мире все еще есть место удивительному и просто смешному. В этом смысле со своей задачей прекрасно справилась давняя любимица Берлинале – венгерский режиссер Илдико Эньеди в мелодраме «О душе и теле».

Это фильм, не в пример «Ужину», хорошо скроен и сшит, может даже чуть-чуть слишком хорошо, потому что от расставленных акцентов и подсказок делается чересчур предсказуемым. Но ведь и зрителю иногда нравится ощущать себя не глупее авторов.

Самое замечательное в этой картине – непостижимая «игра» животных. Фильм открывается панорамой зимнего заснеженного леса с его обитателями – парой царственных оленей. Самец находит для подруги корм, смотрит, как она жует, потом они идут к пруду, пьют воду и слегка соприкасаются влажными носами. Эта идиллическая картина резко сменяется сценой на скотобойне, не щадящей зрительских нервов. Эньеди показывает процесс превращения коров и быков в говядину.

berlnale 2017 1 2«О душе и теле»

На ферму прибывает новая сотрудница, специалистам по качеству Мария (Александра Борбели). Коллегам она кажется инопланетянкой, самой себе – бесчувственным роботом или, как ни странно, Белоснежкой (последнее, впрочем, произносится с явной недоброй иронией). Мария обладает необыкновенной памятью и рациональным мышлением, но сентиментальности начисто лишена. В отличие от своего начальника Эндре (Геза Морсани) – немолодого одиночки с парализованной левой рукой и независимой взрослой дочерью. Пытаясь наладить отношения с Марией, Геза наталкивается на ее ледяную отчужденность. Но вот на производстве появляется психолог, которая в ходе тестирования сотрудников обнаруживает , что двое из них видят одни и те же сны с участием знакомых нам оленя и оленихи. В этом фильме припасено немало неожиданных поворотов, но интереснее всего наблюдать за идеально разыгранным актерским дуэтом, наделенным поистине животной органикой.

Еще одно яркое впечатление – «На игле 2» Дэнни Бойла, сенсационное продолжение культового фильма 1996 года. Бойлу удалось повторить чудесное превращение изначально фрагментарно-клипового сюжета романа Ирвина Уэлша в целостную картину, маргинальный нарко-хит – в демократичный кино-мейнстрим.

«На игле 2», русский трейлер

Марк Рентон (Эван Макгрегор) триумфально возвращается после двадцатилетней отсидки, а вот исполнит ли он свои планы, о которых лихорадочно докладывал зрителю, убегая от погони с шестнадцатью тысячами фунтов, смотрите сами, благо картина уже выходит в российский прокат.

Диагноз. «Турецкое седло», режиссер Юсуп Разыков

№5/6, май-июнь

Диагноз. «Турецкое седло», режиссер Юсуп Разыков

Елена Стишова

Сленговое словечко «топтун», казалось бы, безвозвратно похороненное в советском культурном слое, да и прочно забытое, вдруг очнулось. В сетях то и дело натыкаюсь на «топтуна», а ведь фильм Юсупа Разыкова «Турецкое седло», где это слово прозвучало, еще в прокат не вышел, но «эффект сарафана» уже заработал. И это после нескольких фестивальных показов.

Колонка главного редактора

«Я не могу выпить море»

27.12.2012

Мнения.ру побеседовали с известным российским интеллектуалом, социологом культуры, главным редактором журнала «Искусство кино» Даниилом Дондуреем. В каком будущем нам предстоит жить? Что ждет Россию в течение ближайших десятилетий? Какую роль должны взять на себя сегодня мыслящие люди? За что мы несем ответственность и как выжить в «третьей реальности»? Читайте об этом в нашем материале.

Письмо Наума Клеймана к мировой общественности

Новости

Письмо Наума Клеймана к мировой общественности

17.11.2014

Приводим текст письма Наума Клеймана к мировой общественности. Это обращение было переведено на три языка и отправлено всем культурным деятелям и институциям, поддержавшим Музей кино.