Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Трагедия мстителя. «Заметки в поисках африканского Ореста», режиссер П.П.Пазолини - Искусство кино

Трагедия мстителя. «Заметки в поисках африканского Ореста», режиссер П.П.Пазолини

Это особый жанр: не документальный фильм и не игровой — «заметки», о чем нас и извещают в самом начале. Только прикидки: может быть, это будет Орест; может быть, это будет Агамемнон — этюды к фильму Пьера Паоло Пазолини, который никогда не был снят, по трагедиям Эсхила «Агаменон», «Хоэфоры»

и «Эвмениды» (458 год до н.э). Материал был отснят в 1968 году, перед «Медеей» — фильмом о том, как женщина из «варварского» мира приспосабливается к чужой цивилизации. Так что «Медея» — ключ к «Африканскому Оресту»: репортажно зафиксированный переход от архаического мира к миру рациональности. Отсюда и выбор места и времени съемок — Танзания и Уганда в период движения от трайбализма к современной демократии.

В трилогии Эсхила рассказывается о том, как Орест, сын царя Агамемнона и Клитемнестры, по велению Аполлона мстит матери за убийство отца. Расправившегося с матерью Ореста преследуют злобные богини мщения эринии. Орест просит защиты у Афины, и та собирает суд из афинских граждан, который его оправдывает. Это, таким образом, аллегория рождения оплота западной цивилизации — суда, и пример для вступающей на новый путь Африки.

В фильме роль древних Афин выполняют Кампала и Дар-эс-Салам, а эриний — растения и деревья, в которых местные жители видят божества. И на этом фоне возникают картины современной «Троянской войны» — документальные кадры жесточайшей резни в Биафре, когда эта часть Нигерии попыталась отделиться и образовать независимое государство. Что еще должно случиться, чтобы архаичные представления о мщении сменились торжеством закона? Чувствуют ли в себе образованные африканцы мстительный императив Ореста? Пазолини переходит от мифологического к «прямому» кино в духе Годара и спрашивает об этом африканских студентов, обучающихся в Риме. Но, кажется, этот вопрос им не нравится...

Та, что носит Prada: «Сентябрьский номер»

Где-то

В сентябре 2007 года в Нью-Йорке вышел самый толстый в истории журнала Vogue номер — 840 страниц, два с лишним килограмма весом. Как всегда, выпуском руководила Анна Уинтур, назначенная главным редактором американского Vogue в 1988 году. Та самая, которая послужила прототипом героини Мерил Стрип в фильме «Дьявол носит Prada» и считается самой авторитетной персоной в мире моды. Режиссер-документалист Р.Дж. Катлер несколько месяцев, в течение которых шла работа над номером, следовал за «ее высочеством». Уинтер допустила его к своей особе с тайным умыслом: доказать, что она вовсе не та стерва, швыряющая сумочкой в сотрудниц, какой ее изобразила бывшая ассистентка Лорен Уайсбергер, за книжку которой ухватились продюсеры «Дьявола». Другого резона не было; Уинтер не нуждается в пиаре, она знает, что является центром эксклюзивной «референтной группы» — капитанов модной индустрии, а мнение прочих ей абсолютно не важно. Заметьте, она десятилетиями не меняет прическу, как Вуди Аллен не меняет дизайн своих очков; здесь есть нечто от той великолепной надменности, с какой сапожник может себе позволить ходить без сапог.

Нерв фильма — профессиональная конфронтация Уинтер с креативным директором, бывшей английской супермоделью Грейс Коддингтон. Обеим дамам за шестьдесят; обе уважают друг друга — главным образом за то, что видят одна в другой необходимый противовес: Коддингтон склонна к самым буйным фантазиям, Уинтур умеет их укрощать; одна — художник, другая — бизнес-леди. Но даже самой закаленной в деловых играх женщине порой бывает страшно, на этот случай Уинтур никогда не снимает на публике темные очки («это моя броня»). Но самая непробиваемая броня — ее молчание, после которого с непреложностью закона следует краткое «да» или «нет».

Глас вопиющего в пустыне: «Рассвет/ закат. Далай лама XIV»

«Мы едем к человеку, который, если верить в реинкарнацию, проживает свою четырнадцатую жизнь», — сообщает за кадром Виталий Манский. Дорога ведет в Индию, в Дхарамсал, где находится Тибетское правительство в изгнании.

Где-то

Буддисты со всего света совершают паломничество, чтобы в тысячной толпе услышать слово его святейшества далай ламы. Попасть же к нему на аудиенцию почти невероятно, и уже потому документальный фильм Виталия Манского, которому это удалось, — событие чрезвычайное. Мы видели далай ламу в игровом кино — «Семь лет в Тибете» и «Кундун», снято немало документальных фильмов с ритуальными песнопениями на фоне завораживающих пейзажей, но впервые мы имеем возможность совсем близко разглядеть реального далай ламу как человека. С самого рассвета, с трех часов ночи, когда — с обычной чистки зубов и тренировки на тренажере начинает свой трудовой день далай лама, и до заката, когда он отправляется на покой, шесть камер следили за тем, что происходит в резиденции, ворота которой открываются для паломников лишь три-четыре раза в год. Духовный лидер буддистов оказался на редкость приветливым и обаятельным, улыбчивым мудрецом, с некоторой даже хитрецой рассуждающим о перенаселении Земли (может быть, проблема разрешится, если станет больше монахов и монахинь?), о том, что выше религии — природное добросердечие, о чудовищном расслоении на богатых и бедных, на тех, кто живет в нечеловеческом утеснении по соседству с огромными необжитыми территориями... Последняя треть фильма — осмысление режиссером беседы с далай ламой, обретающей живое и подчас жуткое свидетельство по дороге в Москву через Индию, Китай и Сибирь; печальное осознание того, что слово мудреца, назвавшего себя в кадре «бездомным», как во все времена, — глас вопиющего в пустыне.

Ссора гениев: «Рерберг и Тарковский. обратная сторона «Сталкера»

Где-то

В 1997 году молодой сценарист Игорь Майборода, решивший дебютировать в режиссуре, показал свой сценарий Георгию Рербергу. Совершенно неожиданно маститый оператор вызвался снимать фильм дебютанта. Но не случилось; два года спустя Рерберга не стало. А в 2008 году сенсацией Московского кинофестиваля оказалась документальная лента Майбороды — оммаж, приношение Рербергу. Но это не только дань памяти уникальному оператору. Это детективная история, которая должна ответить на провокативный вопрос: почему «Сталкер» рассорил двух гениев — режиссера Андрея Тарковского и оператора Георгия Рерберга. Что заставило Тарковского бросить в адрес Рерберга гневные слова: «Руки я ему больше не подам»? Что так накалило обстановку на съемках, летопись которых пестрит словами «уволен, уволен...» — ключевые фигуры киногруппы менялись, как в калейдоскопе... Майборода выложил на стол все карты, и зритель может сам назвать козыри: случайный выбор сценария и его бесконечные переделки по ходу съемок, фатальные коллизии с поисками натуры, своеволие и пьянство оператора, сомнительное качество пленки «Кодак», отсутствие на «Мосфильме» необходимой аппаратуры и химикатов для проявки. А может быть, роковую роль сыграли амбиции жены режиссера Ларисы, не простившей Рербергу того, что он предпочел ей в главной женской роли Алису Фрейндлих, так что кроме двух гениев в распре участвовал еще один «гений» — злодейства. Как бы то ни было, «Сталкер» нанес удар по профессиональной репутации Рерберга, изгнанного с картины. Возможно, это послужило одной из причин его несвоевременного ухода из жизни. А кроме этого, еще, вероятно, и смертоносная пена «Сталкера» — ядовитые отбросы эстонского химзавода, так эффектно выглядящие на экране...

 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Блеф. «Игра на понижение», режиссер Адам МакКей

Блоги

Блеф. «Игра на понижение», режиссер Адам МакКей

Нина Цыркун

«Игра на понижение», основанная на реальных событиях, потрясших Америку, получила пять оскаровских номинаций в основных категориях и на этой неделе выходит в прокат. О картине Адама МакКея – Нина Цыркун.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Центр документального кино представляет уикенд Center Festival

25.03.2018

6 – 8 апреля 2018 в Москве пройдет уикенд фестиваля Center Festival, в рамках которого Центр документального кино совместно с Москино и The Village запустит конкурс для молодых кинематографистов.