Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Бешеный Мик. «Да будет свет!», режиссер Мартин Скорсезе - Искусство кино

Бешеный Мик. «Да будет свет!», режиссер Мартин Скорсезе

«Да будет свет!» (Shine a Light)

Автор сценария и режиссер Мартин Скорсезе

Операторы: Роберт Ричардсон, Джон Толл, Эндрю Лесни, Эммануил Любецки, Митчелл Амундсен, Стюарт Драйбург, Роберт Элсуит, Тони Джанелли, Эллен Кьюрас и другие Concert Promotions International, Shangri-La Entertainment

США

2008

Впервые за 58 лет своего существования Берлинале открылся не просто документальной картиной, а фильмом-концертом — ни к чему вроде бы не обязывающей записью выступления одной легендарной группы, сделанной одним выдающимся режиссером, весьма увлеченным рок-музыкой.

С одной стороны, «Да будет свет!» (Shine a Light) — действительно «всего лишь» зафиксированный на пленку концерт «Роллинг Стоунз», чья главная и единственная задача — схватить живую энергию выступления знаменитой британской четверки и поделиться ею со зрителем. С другой — это именно фильм, поскольку снимать «не-кино» Скорсезе не умеет физически. При помощи команды первоклассных операторов, состоящей сплошь из лауреатов и номинантов «Оскара», Скорсезе соорудил не банальную телетрансляцию рок-концерта в формате MTV, а настоящее кино, отмеченное его фирменным режиссерским почерком. И — личный омаж группе, озвучившей протестные настроения его молодости.

Спонтанность картины, разумеется, деланная. И в черно-белом прологе Скорсезе ее самолично разоблачает, продемонстрировав одновременно «behind the scene» и «making of» своего, как всегда, очень тщательно сделанного фильма. Площадкой выбран не стадион типа Madison Square Garden, где некогда бился «бешеный бык» Джейк Ла Мотта и где проходят концерты суперзвезд, а вполне камерный зал Beacon — концерт был приурочен ко дню рождения Билла Клинтона. Решив запечатлеть для истории именно это шоу (на самом деле в фильме смонтировано два представления), Скорсезе вынужденно свел действие к небольшому «пятачку» театральной сцены — своего рода рингу, где самое место бешеному Мику Джаггеру с его наилегчайшим весом и резиновой физиономией, по которой он явно не раз получал. Фронтмен «Роллингов», как и не выпускающий сигарету изо рта даже на сцене Кит Ричардс, с легкостью вписываются в великолепный ряд неуправляемых, неподконтрольных, одержимых персонажей Скорсезе — первого киноклассика рок-н-ролльного поколения.

Это поколение сделало безнадежно устаревшими любые песни о нестареющих душой ветеранах и прочей «эмансипации стариков». Да, мужчины за шестьдесят могут не только разгадывать кроссворды на скамейке и путешествовать в обнимку с престарелыми женами, но и петь, и играть рок, кувыркаться в кровати с молодыми подружками, и, как Рокки и Рэмбо, качать железо или бить морды на ринге. А что, разве может быть иначе?

Рок для Скорсезе — не только идеальная подложка для его быстрых и крепких фильмов (в некоторых из них, как в «Хороших парнях», песни «Роллинг Стоунз» комментировали экранное действие), но и идеология, и стиль жизни, и способ вентиляции легких, и возможность очистки нервной системы от тягот большого кинобизнеса. Концертное выступление «Роллинг Стоунз» любитель музыки Скорсезе снимал с целью отдохнуть от незаладившегося монтажа «Отступников». В 1977 году он точно так же «отдыхал» от работы над громоздким «неоголливудским» мюзиклом «Нью-Йорк, Нью-Йорк», снимая прощальный концерт группы The Band. Фильм «Последний вальс» (по названию одной из песен группы) стал первым опытом Скорсезе в жанре «рокьюментари» (если не считать его работу над трехчасовым полиэкранным «Вудстоком» в качестве режиссера по монтажу). После были клип Майкла Джексона Bad (в виде «отдыха» от работы с Полом Ньюменом над «Цветом денег»), фильмы о Бобе Дилане и истоках блюза, впереди — картина о Бобе Марли. Опыт, наработанный на игровых фильмах, Скорсезе легко переносит в документальные (и обратно): режиссер отмечал, что концертные номера в картинах «Нью-Йорк, Нью-Йорк» и «Последний вальс» он снимал и монтировал так же, как эпизоды бокса в «Бешеном быке» и игры в бильярд в «Цвете денег». Вот и финальный выход Джаггера из здания театра под издевательски высунувшую язык Луну1 Скорсезе снимает такой же молниеносной летающей камерой, как проход «Бешеного быка» на боксерский поединок к жаждущей крови публике. Манеру снимать концертное (или спортивное) действо с движения, в острых ракурсах Скорсезе почерпнул из классических мюзиклов Винсенте Миннелли — режиссера совсем других музыкальных вкусов. Рок впитывал в себя еще не то.

Выбрав в качестве места действия театр, Скорсезе, конечно, сильно сузил возможности своей операторской «команде мечты» под началом дважды оскаровского лауреата Роберта Ричардсона. Впрочем, по такому исключительному случаю и Джон Толл («Оскар» за «Храброе сердце» Мела Гибсона), и Эндрю Лесни («Оскар» за «Властелина колец»), и Роберт Элсуит («Оскар» за «Нефть») и Стюарт Драйбург (снимал «Пианино» Джейн Кэмпион), и Эммануил Любецки (снял всего Куарона и новый фильм Коэнов), и Эллен Кьюрас (работала со Спайком Ли и Мишелем Гондри) сами сузили свои амбиции до статуса простых камераменов. Досужей демонстрацией операторского мастерства музыкальный фильм Скорсезе не стал. Как не стал и сборником основных хитов «Роллинг Стоунз». Первой песней, которую исполняет группа сразу после короткой вступительной речи Клинтона, становится энергичный Jumping Jack Flash, завершается фильм не менее ударной — Satisfaction, а в середине звучит Sympathy for the Devil. Остальные номера гораздо менее общеизвестны. Понятно, что вместо них могли быть выбраны другие, а вместо Кристины Агилеры и солиста группы The White Stripes, спевших вместе с Джаггером по песне, ему могли бы подпеть другие современные звезды. Суть дела от этого не меняется. Что бы и с кем бы ни пели «Роллинги» — они уникальны, других таких нет. На их забавно состарившихся черепашьих лицах (которые они, кажется, и не думают подвергать пластической хирургии) — отпечаток разгульной жизни, вопреки консервативным представлениям, нисколько не помешавшей им сохранить завидную физическую и творческую форму. Они — непонятно каким образом уцелевшие ископаемые ушедшей великой эпохи. Той, которую — опять-таки не без помощи «Роллинг Стоунз» — зафиксировал Жан-Люк Годар в фильме «Один плюс один» («Сочувствие дьяволу»). Тот фильм не был концертным. Годар снимал лишь бесконечные репетиции их знаковой песни Sympathy for the Devil — «Сочувствие дьяволу» (состав группы тогда был несколько иным). Снимал как часть политического и эстетического пейзажа буйных 60-х, перемежая нарочито монотонные эпизоды репетиций уморительными сценками, герои которых — черные активисты и белые феминистки — звали к топору тогдашнюю прогрессивную общественность. Натуральность роллинговского музицирования Годар уравнивал в правах с условностью политического театра, а язык газетных передовиц, на котором изъяснялись герои-экстремисты, — с шершавым языком комиксов, специально придуманных для фильма («Если ты не выйдешь за Хрущева, ты никогда не будешь женой великого пожирателя кукурузы», — говорит Барбарелле влюбленный в нее Рузвельт).

Времена кинематографического экстремизма остались в далеком прошлом, передовицы давно уже никто не читает, контркультурные комиксы взяты в оборот телевизионной анимацией, а Скорсезе и «Роллинги» постарели и, успокоившись, занимаются теперь чистым шоу-бизнесом. Сохранив, однако, (без)мятежный размах души, беглость натруженных пальцев и бьющую наповал энергию, не снившуюся их более молодым коллегам, избежавшим столбнячной дозы 60-х. Кинематографический напор давнего поклонника блюза и рок-н-ролла Скорсезе под стать необузданному наступательному исполнительскому стилю Джаггера, в свои шестьдесят четыре года все так же изумительно двигающегося на сцене и источающего нездешнюю сексуальность. Блестяще использовав в картине кусочки старых наивных интервью молодых «Роллингов» (в одном из них гладкощекий юноша Джаггер говорит, что легко представляет себя на сцене в шестьдесят лет), Скорсезе без всяких спецэффектов, силой одной лишь кинематографической иллюзии сделал совершенно очевидным тот весьма сомнительный факт, что за все эти годы «Роллинг Стоунз» совершенно не изменились.

1 Высунутый язык — логотип «Роллинг Стоунз».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Матрешка

Блоги

Матрешка

Зара Абдуллаева

Глупейшие ситуации настигают порой и критиков. Так я забрела на «Слова» Брайана Клагмана и Ли Стернтала. Этот случайный текст – предупреждение зрителям. Не покупайтесь на имя Джереми Айронса, сыгравшего в этой пародии на индипродукцию старика с переломанной судьбой в устрашающем ветхостью гриме. Не соблазняйтесь игрой в слова, в которую втянуты тут сразу три писателя.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Памяти Алексея Германа

Новости

Памяти Алексея Германа

22.02.2013

21 февраля 2013 года в Санкт-Петербурге после тяжелой болезни на 75-м году жизни скончался режиссер, сценарист, драматург, актер Алексей Юрьевич Герман. Все, кто делает журнал «Искусство кино», пишет для него, и, уверены, читает его, восприняли эту смерть как тяжелую личную утрату. Вероятно, это прозвучит пафосно, но уход великого мастера и бескомпромиссного гражданина означает подлинную трагедию для всей отечественной культуры, искусства и общественной жизни.