Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Ольга Ковалева: «Таежные старлетки рвутся в Московуд» - Искусство кино

Ольга Ковалева: «Таежные старлетки рвутся в Московуд»

Интервью ведет и комментирует Николай Алексеев

В Америке актера делает его агент. Если бы не эти профессионалы, то многие звезды мирового кино, наверное, так и остались бы рассыльными, официантами, таксистами или аниматорами в костюме цыпленка возле закусочных «Сумасшедшая курица».

Отечественная киноиндустрия производит все больше фильмов. Больше работы теперь и у актерских агентств, первые из которых появились в России в середине 90-х. Рассказать о том, как они работают и как попасть в кино, мы попросили Ольгу Ковалеву, в недавнем прошлом руководителя московского актерского агентства «Кастинг Авеню», а теперь — начинающую актрису. Она видит мир кино с обеих сторон «баррикады».

Ольга Ковалева. Актерские агентства существуют в Москве более десяти лет. Активное развитие они получили примерно пять-шесть лет назад благодаря подъему государственного кинематографа, появлению частного продюсерского кино и крупномасштабному производству рекламных видеороликов.

В столице сегодня насчитывается около пятидесяти агентств. Полноценно функционирует, наверное, половина из них. А хорошо работает еще меньше — агентств десять. (Не говорю сейчас о том, что каждая производящая кинокомпания сама по сути дела является актерским агентством.) Одни агентства специализируются на подборе актеров на серьезные роли в кино, другие работают только на рекламу, третьи ищут фигурантов для массовки, четвертые — занимаются всем сразу. Есть, правда, и такие, как я их называю, «кидальные» агентства, которые просто собирают деньги за постановку в свою базу, но реальную работу актерам не предоставляют. В базах агентств может состоять до десяти тысяч актеров, среди которых значатся и новички-непрофессионалы. Если актера удается пристроить в фильм, то он платит агентству от 10 до 30 процентов от своего гонорара.

Николай Алексеев. Эксперты в области кинопроизводства утверждают, что довольно часто на киностудиях работа по подбору актеров находится на низком уровне, что порой кастингом заведуют непрофессионалы. Вы с этим согласны?

О. Ковалева. Да, это так. Мы сталкиваемся с разными съемочными группами, где в качестве ассистентов по подбору исполнителей работают люди, не имеющие ни образования, ни опыта, ни даже общего представления о коммерческих (не говоря уж о содержательных) целях проекта. Это очень заметно в повседневной рутине. Актеров для фильма часто начинают искать всего за месяц до начала работы. А бывает, начинают звонить прямо в день съемок и просят кого-то срочно вызвать и сразу же поставить на съемочную площадку. Это, конечно, вопиющий непрофессионализм. В Голливуде, наверное, долго смеялись бы, ведь там тщательнейший подбор идет даже на роли второго плана и эпизодические.

Н. Алексеев. А есть ли у российских актеров, как это принято в мире, еще и личные агенты?

О. Ковалева. Да, но их немного. Это, как правило, компетентные профессионалы из мира кино. Они работают с двумя-тремя артистами, конечно, чаще всего со звездами. Потому, во-первых, что ни один из них не может быть личным агентом у сотни исполнителей и потому, во-вторых, что не с каждым они хотят сотрудничать. Услуги таких специалистов стоят немалых денег.

И заполучить личного агента очень сложно. Но еще у нас есть агенты, которые не ищут работу для актера, а просто ведут его юридические дела. В России, к сожалению, не учат на агентов — ни в одном вузе нет такой специальности. В последние пять лет на учебных спецкурсах «Мосфильма» готовят ассистентов по актерам. Но это опять же не совсем то, что нужно для киноиндустрии в целом; во всяком случае, таких курсов недостаточно.

Н. Алексеев. И критики, и особенно зрители постоянно и с неудовольствием говорят о том, что и в кино, и в телевизионных сериалах маячат одни и те же лица. А что им, этим «маякам», нет альтернативы? В стране мало актеров?

Как получается, что известный актер в одиночку может захватить весь кино- и телерепертуар?

О. Ковалева. Я тоже считаю, что это не вполне нормально, когда у нас один и тот же актер снимается одновременно в нескольких фильмах (о каком качестве может идти речь?), а та или иная звезда выступает в нескольких амплуа, в том числе и в тех, что подходят ей с большой натяжкой. Мне кажется, это происходит потому, что сейчас наступил так называемый «век продюсерского кино». Таланты в стране, конечно, не перевелись, но ведь продюсеры предпочитают раскрученные имена. Как правило, в этой среде образуется «закрытая тусовка», где все уже расписано на несколько проектов вперед. Часто решающую роль играют деловые отношения, когда актер состоит в доле с продюсером, либо может привлечь инвестора своим именем или личными связями.

Н. Алексеев. Эксперты говорят, что в России нет ни одного актера первой величины, который, подобно голливудским, мог бы «собрать кассу»?

О. Ковалева. Сегодня у нас все зависит только от того, насколько разрекламирован проект. Можно вложить деньги в рекламу и «отпиарить» любой, даже самый дурной фильм. Всё делают режиссер, продюсер и пиарщики. Зрители в России идут на фильм, а не на актера. Но у нас всё не как в Голливуде не потому, что в стране нет талантливых актеров — их много, и российская театральная школа по-прежнему сильна, — а потому, что принято привлекать не звездой, а в лучшем случае «созвездием» актеров.

Н. Алексеев. В России снимается все больше фильмов и сериалов. Существует ли голод на новые актерские лица?

О. Ковалева. Да, потому что, по-моему, хороший режиссер — а хороший режиссер всегда амбициозен, — хочет открыть новое лицо, новую звезду, работать с малоизвестным артистом, чтобы в кинотеатр пришли увидеть именно фильм, режиссерскую работу, а не посмотреть на давно примелькавшихся артистов. Голод ощущается. Например, для новой картины Карена Шахназарова «Рожденный в СССР» искали актеров даже среди непрофессионалов. Об этом просил сам режиссер: чтобы взяли в картину нераскрученных, неизвестных актеров — или студентов из театральных вузов, или непрофессионалов, вплоть до деревенских. В поисках новых лиц кастинг-группа даже совершила поездку в Петербург, что случается, замечу, не часто.

Н. Алексеев. Если талантливый человек, не знаю, живет в тайге, может ли он рассчитывать на роль в блокбастере?

О. Ковалева. Таким людям сложно пробиться, поэтому все едут в столицу. Однако есть надежда, что с развитием информационных технологий шансов у каждого будет больше. К примеру, из любого региона России можно посредством Интернета связаться с актерскими агентствами Москвы. Настоящим прорывом в этом плане можно считать интернет-проект «Ты — кинозвезда», благодаря которому несколько ребят из самых разных уголков страны получили роли в кино. Если человек живет, как говорится, «на Камчатке» и хочет попасть в кино, то в первую очередь он должен понять, зачем ему все это нужно, да и нужно ли вообще. Каждый должен все-таки отдавать себе отчет в своих способностях и талантах. Например, дожив до двадцати пяти лет и ни разу не выступив даже перед маленькой аудиторией, можно и не раскрыть свой потенциал. Важно тренироваться в школьных спектаклях, в институтском КВН, в городском театре, если он есть. Непрофессионал — условное понятие. Это ведь просто человек без диплома. Но, может быть, кто-то из непрофессионалов невероятно талантлив? С детства поет, танцует, играет на гитаре, ходит в театральную студию, занимается спортом… Тогда уже очевидны навыки, чтобы стать или не стать актером.

Н. Алексеев. Есть ли у нас старлетки, как в Голливуде?

О. Ковалева. Не знаю, как это называть по-русски, но, безусловно, подобное явление у нас есть. Правда, старлетка старлетке рознь. Взять, к примеру, двух моих знакомых, условно назовем их Маша и Даша. Маша сидит дома при богатом мужчине, не работает и на актерские пробы не ходит. Она один раз заявила о себе на одном проекте и теперь думает, что это ее первый и последний шанс. Даша — совершенно другая девочка, которая, не имея за плечами хорошего материального обеспечения, никакого образования, все же старается развивать свои таланты. Она зарегистрирована в пяти агентствах, все пять время от времени предлагают ей варианты, и она приходит на все кастинги, не привередничая. А ведь ходить на актерские просмотры — это тяжелая работа. Надо разузнавать о них заранее, распределять свое время, состыковывать встречи в один день в разных концах города, при этом везде выглядеть соответственно нужному образу. Будущим актерам кастинг необходим как тренинг, чтобы быть в тонусе. До умопомрачения никто не ходит, а талантливого человека обязательно заметят. Но рано или поздно, в общем-то, все кастинги заканчиваются съемками. И человек хоть где-то в эпизоде, но все равно снимется, ну а дальше — как получится. Ведь удача любит активных.

В будущем хотелось бы повышения профессионализма — и среди начинающих исполнителей, и в самих актерских агентствах и съемочных группах. Сейчас идет период развития кино- и телеиндустрии, упадка не предвидится. Актеры будут все более востребованными. Совершенно не исключено, что многие из тех, кого мы сейчас не знаем, могут стать популярными, а может, и звездами.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Kinoart Weekly. Выпуск 68

Блоги

Kinoart Weekly. Выпуск 68

Наталья Серебрякова

Наталья Серебрякова о 10 событиях минувшей недели: из книги Патти Смит сделают сериал; к съемкам «Твин Пикс» приступят в сентябре; новый фильм Кэрроута будет о море; новые подробности о проекте Эстлунда; Бинош в фильме о русской балерине; Аарон Экхарт в дуэте с Томом Хэнксом; Эми Шумер в новой комедии о похищении; Джим Керри тоже возьмется за сериал; Том Круз в сиквеле «Джека Ричера»; трейлер «Кэрол» Тодда Хейнса.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

BAFTA объявила лучшие фильмы 2012 года

09.01.2013

Британская академия кино и телевизионных искусств (BAFTA) объявила номинантов на свою ежегодную премию. Лидером по числу номинаций – всего их десять – стал байопик «Линкольн» Стивена Спилберга о жизни 16-го президента США (в российском прокате с 24 января). За ним с девятью номинациями каждая идут две картины: мюзикл «Отверженные» Тома Хупера и приключенческая сказка в 3D «Жизнь Пи» Энга Ли. На четвертом месте, по потенциальному триумфу, бондиана «Скайфолл» Сэмюэля Мендеса.