Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
На той войне незнаменитой... - Искусство кино

На той войне незнаменитой...

«Маленькой победоносной войны» в Чечне опять не получилось. Вскоре стало ясно, что антитеррористическая операция — это самая настоящая война, пусть и локальная. Потом мы осознали, что объявленная военными победа в войне — это лишь начало нового затяжного, с непредсказуемым финалом этапа боевых действий. Конца, окончательного и бесповоротного, в ближайшее время не предвидится.

Может быть, именно в силу подвешенности ситуации и превращения чеченской проблемы в хроническое российское заболевание музы, которым положено молчать, когда говорят пушки, начинают предъявлять свои права на осмысление еще не определившейся в историческом контексте ситуации. И хотя произведения, впрямую или косвенно обращенные к сегодняшней чеченской коллизии, можно пересчитать по пальцам, можно говорить о существовании неоднозначного, противоречивого, но внутренне уже достаточно определенного не только гражданского, но и художнического взгляда на чеченский кризис в искусстве, и кинематографе прежде всего.

С вопросами о взаимоотношениях кино и текущих чеченских событий редакция решила обратиться к тем режиссерам, которые ближе других подошли в своих работах к осмыслению национальной трагедии. Нам показалось, что на подступах к кровавой чеченской истории авторская интуиция не менее значима, чем прагматизм политиков, действия военных и риторика СМИ.

1. Как вы объясняете тот факт, что региональные войны, которые Россия вела в 80-е (Афганистан) и 90-е (Чечня) годы, не нашли адекватного воплощения в российском кино даже в количественном отношении? У нас есть лишь несколько кондиционных картин, буквально четыре-пять (включая неигровые), в отличие, к примеру, от американского кинематографа, в котором тема войны во Вьетнаме осмыслена во множестве аспектов.

2. Что это — отсутствие социального заказа? Отсутствие гражданского темперамента у художников? Инфантильность, позволяющая не замечать эту жгучую проблему, ставшую общественным неврозом? Или просто добровольная «сдача» темы телевидению, принятие образа «виртуальной войны»?

3. Почему тема кавказской войны взволновала вас лично? Как вы пришли к необходимости снимать именно этот сюжет?

4. В каких отношениях с эстетикой вашей картины находится ваше восприятие действительности региональных войн? Вы ощущаете их справедливыми или несправедливыми? Близка ли вам пацифистская позиция? Вашим героям вы желаете победы или поражения?

5. Отсутствие боевого опыта (или его наличие) мешало или помогало в работе над картиной?

6. Следовали ли вы богатой традиции российского военного кинематографа? Если следовали, то в чем?