Мертвый сезон перед бурей

Макушка лета. Телевизионная картинка дрожит от зноя. Первыми в объятия небывалой московской жары упали ведущие новостей ТВ-6. Протокольные пиджаки сменились на блузки с коротким рукавом. Всем хочется в отпуск, и телевизионщики не исключение. Летние эфирные дыры латают старыми программами из якобы "золотого фонда". И если кто-то целый год не мог смотреть телевизор, то, спохватившись, он легко может наверстать упущенное за один летний месяц. Ему опять покажут самые смешные выпуски ток-шоу, крупновыигрышные телевизионные викторины и даже программу Леонида Парфенова "Намедни -- наша эра" двухгодичной давности. Для полной картины летней апатии не хватает только повторов лучших выпусков информационных программ и прошлогодних спортивных соревнований.

Впрочем, матерые работники отечественного телевидения знают, что лето -- самое лучшее время для "обкатки" новых программ. Особенно летом любят обкатывать передачи, в необходимости которых сомневаются как создатели, так и телевизионные начальники. Если программу после двух выпусков закроют, никто не заметит. А если вдруг, чем эфир не шутит, через пару-тройку недель новорожденная укрепится в сетке, вдобавок в мертвый летний сезон рейтинг поднимется чуть выше отметки ноль, начальство может праздновать победу.

Практика испытания телевизионных новичков летом существует уже давно, однако в этом году, очевидно, из-за жары, буквально все новички оказались до боли знакомыми. Нажимаешь кнопку и получаешь все те же старые песни.

Июльская премьера ОРТ программа "Добрый день" -- это "Доброе утро" этого же канала, только днем и только сорок пять минут. За это время в эфире ведущий и его гости стараются обсудить одну из так называемых наболевших тем: легализация проституции, соблюдение авторского права, употребление наркотиков среди подростков. Создатели программы приглашают в студию компетентных гостей, осыпают их вопросами сами и настойчиво просят зрителей не лениться, звонить в прямой эфир. Однако итог от подобной программы, на мой взгляд, нулевой. Во-первых, трудно представить себе человека, который в июльский полдень будет воспринимать такую информацию, к тому же за сорок пять минут эфирного времени при двух-трех сюжетах и шести-семи гостях проблему успевают не столько обсудить, сколько скороговоркой взахлеб наметить пункты обсуждения.

Д.Дибров
Ведущий телепрограммы "Антропология" Д.Дибров. НТВ

Очевидно, создатели новой программы хотели соблюсти стилевое единство канала, и поэтому в студии находятся ведущие "Доброго утра" да и сама студия та же самая. Наверное, такое решение было бы разумным, если бы зритель мучительно переживал расставание с утренней программой на несколько часов и целый день ловил в эфире хоть какой-нибудь намек на ее продолжение. Однако нон-стоп из новостей, эстрадной музыки и непринужденного трепа ведущих не отвечает даже самым скромным телекритериям. "Утренние" ведущие-жаворонки демонстрируют в прямом эфире скованность (утренняя программа, кстати, записывается вечером), плохо общаются по телефону со зрителями. Так стоит ли тратить почти час дневного эфира на то же самое, что и так съедает три часа утренней сетки ?

Инерционный телепоказ порождает лишь инерцию восприятия, которая не способна слишком долго поддерживать зрительское внимание. Как только инерция иссякнет, разочарование окажется неизбежным. Так Сергей Супонев, получивший совсем недавно "ТЭФИ", решил переквалифицироваться. Прежде он преуспел в создании редких на нашем ТВ детских программ. После награждения, очевидно, решил, что работать для людей старшего дошкольного и младшего школьного возраста ему уже не с руки и стал продюсером программы для старших школьников "Возможно все" (ОРТ).

Название авторы явно позаимствовали из рекламы сигарет West. При этом в анонсах программы явно перестарались с самооценкой: "Возможно все" -- новое слово в подростковом телевидении". Но новое слово оказалось старым, которое еще забыть толком не успели. Очередная программа для подростков, которые, как правило, предпочитают нравоучениям "Новую атлетику", "Музыкальное чтиво" или "Стилиссимо" (все с МTV-Russia).

Создатели программы "Возможно все" даже не поработали с имиджем ведущих. К пятнадцати-семнадцатилетним обращаются уже взрослый мужчина Алексей Востриков и какой-то чересчур молоденький мальчик -- оба явно не отвечают ожиданиям целевой аудитории. Возможно, конечно, авторы программы пытались проиллюстрировать связь поколений?..

Ведущие лезут в подземные джунгли с диггерами, обсуждают проблемы агрессивного мотоспорта, любуются работами граффитистов. Но зрители, которых хочет привлечь и воспитать программа, все это уже видели, а про граффитистов еще не рассказали разве что только в "Итогах" у Евгения Киселева. Неподражаемы дежа вю и та интонация, с которой ведущие программы обращаются к своему зрителю. Лет десять-пятнадцать назад со всеми "юными и смелыми" разговаривали со сладким умилением, вуалировавшим безразличие. Прошли годы, но, как видно, телевидение так и не разучилось говорить с подростками с чувством собственного превосходства. Все те же назидательность и ультимативность.

Что же остается подросткам, кроме МTV? Там все свои, не зазнаются, про ерунду не говорят и ведут себя естественно, да и возраст у ведущих и зрителей почти одинаковый. Зачем же вновь повторять то, что можно посмотреть в "До 16 и старше"? Неужели еще кого-то прельщают сомнительные лавры этой молодящейся эфирной долгожительницы?..

Антропология
Телепрограмма "Антропология". НТВ

Канал НТВ встречает мертвый сезон во всеоружии. Даешь превращение мертвого сезона в дачный! Даешь по выходным новую программу для пахарей, для агрономов с техническим образованием, для тех, кто пятничным вечером или субботним утром штурмует электрички или превращает старенькую "пятерку" в хозяйственный магазин на колесах. Для дачников. Несомненно, такая программа нужна именно летом, также никто не будет спорить, что сегмент аудитории выбран удачно -- каждый третий, а то и второй житель страны имеет огородик с домиком или, в крайнем случае, высаживает картошечку за гаражом. И, безусловно, программа "Дело хозяйское" была бы полезной и нужной, вот только опять мешает пресловутое "где-то я уже это видела", причем совсем недавно.

Помнится, в этом году на РТР выходила программа о домашнем хозяйстве, которую вела Наталья Варлей. Действие проходило в квартире, куда к хозяйке якобы наведывались гости -- за советами, кулинарными рецептами, поговорить о доме. Вскоре программу закрыли, причина насильственной смерти -- низкий рейтинг. В роли ведущей "Дела хозяйского" выступает актриса Инна Ульянова, которая два года подряд заставляет своих соседей и зрителей разделить с ней пристрастие к чистящему порошку "Комет". Второй ведущий -- Александр Семчев, тоже давний рекламный знакомый. Сценаристы решили связать эту пару родственными узами, она -- мама, он -- сын. Кроме дачных советов зрители вынуждены наблюдать за их отношениями: маленькие проказы сына и строгие, но справедливые мамины упреки -- "Клубничка" за городом. Быть может, создатели программы думают, что советы по ведению дачного хозяйства в сериальной упаковке будут восприниматься легче и усваиваться лучше, однако самих советов в программе не так уж и много, а уж полезных из них -- кот наплакал. Кроме того, для полезных советов есть на канале программа "Впрок", перегнать ее вряд ли удастся, даже стараться не стоит. О создателях "Дела хозяйского" лучше всего сказать словами классика -- "страшно далеки они от народа".

Наши герои, планируя дачный участок, не стесняются в площади и количестве построек. Беседочка, гараж, удобства, японский сад камней. Честное слово, хочется позвонить в редакцию и рассказать этим несведущим людям, что на привычном для нашей богатой землей страны дачном участке грядки огурцов начинаются прямо у порога совсем небольшого дома.

Возможно все
Телепрограмма "Возможно все". ОРТ

Неприменимость к реальным условиям многих советов создатели "Дела хозяйского" компенсируют присутствием в программе разных звезд, которые за рассказами о своем житье-бытье помешивают варенье или жарят шашлычок. Кстати, кулинарные экзерсисы в исполнении звезд можно также посмотреть в "Смаке" у Макаревича. На ОРТ это делают уже давно, не первое лето. И знаете, посмотришь "Дело хозяйское", программу ужасно дорогую, судя по финальным титрам, как у американского блокбастера, и с нежностью вспомнишь незабвенный "Наш сад". Была когда-то на отечественном телевидении такая программа. И рассказывали там именно о том, что так нужно знать дачнику. Рассказывали доходчиво, чтобы на всю жизнь в голове осталось, так что правильно купировать клубнику или рассчитать пропорции органических удобрений мог даже "городской". И еще ездить на дачи принято по выходным, а работать на огороде с утра, и поэтому в субботу в 10.40, когда "Дело хозяйское" выходит в эфир, потенциальные зрители программы окучивают картошку.

Интеллектуальное реноме НТВ летом поддерживает Дмитрий Дибров и его "Антропология". Раньше эту программу можно было смотреть на "Телеэкспо", появление ее на НТВ -- условие перехода на канал Дмитрия Диброва. Пожалуй, "Антропология" -- самое приятное дежа вю за летний сезон. Стажировка в "Старом телевизоре" отучила Диброва суетиться в кадре, перебивать собеседника и слишком уж вольно обращаться с русским языком. Теперь у него полчаса ночного эфира. Программу отмыли, придумали новые заставки и отбивки, приобрели красивые кресла для студии и заказали звуковое оформление у модного "Петрошопа". Изображение оставили монохромным -- под старину и под современность одновременно.

Гостей теперь ведущий выбирает осторожно: яркие неформалы и личности чрезмерно оригинальные, которые украшали "Антропологию-1", в стандарт НТВ не укладываются. Поэтому Дмитрий общается с личностями телевизионно привычными, но интересными. Телевизионные ведущие в нашей стране являются безусловными звездами, именно поэтому они хорошо знакомы со всеми участниками пресловутой vip-тусовки. К сожалению, своих гостей журналисты зачастую выбирают из этой компании. И дело не только в том, что эти телеперсонажи приелись даже случайному зрителю, а в том, что программа превращается в междусобойчик, где третий (зритель) чаще всего лишний. К чести Диброва, правда, замечу, что даже с заполнившим все телевизионное пространство Макаревичем он очень интересно поговорил о коллекции экзотических музыкальных инструментов. Разговор, к счастью, не перешел на "Смак" и "Машину времени". А с Василием Аксеновым, с которым, казалось бы, естественно было поговорить о литературе (так бы сделал каждый, и это бы никого не удивило), Дибров говорил о джазе. И получилось замечательно. Василий Павлович рассказал массу интересных историй, поностальгировал по старым временам, да и музыкальные номера, подобранные редактором, были как нельзя кстати. Как журналист-собеседник Дибров, на мой взгляд, достиг высшего мастерства. Самое важное и актуальное для сегодняшнего телевидения качество Диброва -- это интерес к собеседнику или, по крайней мере, к тому, что он говорит. Безусловно, ведущий тщательно готовится к разговору, однако если у многих наших телевизионных интервьюеров предварительная подготовка в эфире оборачивается серией острых рапирных выпадов против собеседника, то Дибров, судя по всему, изучает не только биографию героя и его "труды", но штудирует и все, что касается обсуждаемой проблемы. А если чего-то не знает -- не стесняется спросить.

Одна из самых интересных программ была посвящена проблемам развития Интернета. В студию Дибров пригласил писателя-фантаста Еремея Парнова. Вполне возможно, что многим обсуждаемая проблема покажется весьма далекой от рядового зрителя, однако те, кто смотрит "Антропологию", -- люди, что называется, "продвинутые". Им не надо рассказывать, что такое "домен" или "баннер". Они воспринимают мировую Сеть не как технологию, а как философию. Им важно знать, к каким изменениям в человеческом сознании приведет массовое вживание мирового сообщества в Сеть. С кем же еще об этом поговорить, как не с писателем-фантастом.

Одна из сверхзадач программы Диброва, по его словам, состоит в том, чтобы объяснить населению, что Интернет -- это не просто любимое развлечение модных подростков и образованных интеллектуалов, а средство общения и информации для всякого. С первого дня выхода программы в Сети появился сайт "Антропологии", где еще час после эфира вы можете пообщаться с гостем программы. Дибров однажды в шутку попросил присвоить ему звание почетного связиста. В 93-м году он первый стал выводить в прямой эфир звонки телезрителей (сейчас этим открытием пользуется каждая третья программа отечественного ТВ), чуть позже он научил телезрителей отправлять сообщения на пейджер (это подхватили еще быстрее, чем звонки в студию), а теперь -- Интернет.

Лето, впрочем, не только время для проб и ошибок, которые будут не слишком заметны, но и для тихого прощания с передачами, любимыми народом. Так телевидение попрощалось с Василием Уткиным. Ведущий "Футбольного клуба" был снят с формулировкой "низкий рейтинг программы". Непонятно, как может быть низким рейтинг у программы, которую обожали футбольные болельщики и люди, далекие от футбола?! Всех их оставили без любимого человека на экране, лишили привычки включать телевизор и видеть умного, обаятельного ведущего, который способен на трезвые оценки и правильные выводы. Обидно, что мнение зрителей никого не интересует, обидно, что Уткина, который чуть было не стал лучшим спортивным комментатором страны, убирают из эфира, засомневавшись в его профпригодности.

А в остальном мертвый летний сезон -- передышка. Чистка перышек перед началом избирательного осеннего марафона. Первые пристрелки уже произошли в процессе обмена любезностями между ОРТ и НТВ и их хозяевами. Но это, конечно, еще только самое-самое начало. То ли еще будет...