Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Зрелище иного рода - Искусство кино

Зрелище иного рода

Подвергнем сомнению один из главных постулатов современного телевещателя: "Телевидение -- это зрелище, зрелище и еще раз зрелище!" Впрочем, его -- нынешнего телевещателя -- можно понять и даже ему посочувствовать. Телевидение для него, предприимчивого, началось лишь несколько лет назад, когда доходы "из воздуха" стали сопоставимы с доходами от контрабанды и торговли оружием.

Отечественные телефабрики дружно начали стругать "мыло" из западных "обмылков", что было дешево, но с пеной. Надо сказать, освоили быстро и даже местами талантливо. Но слишком рьяно взялись за дело. Если бы вещатель не так торопился и видел чуть дальше сегодняшней прибыли, может быть, понял бы, что телевидение, конечно, зрелище, но, во-первых, зрелища бывают разного сорта, а во-вторых, телевидение -- не только зрелище, а кое-что еще...

Не случайно телетеоретики любят сравнивать телевидение с главной городской площадью античного или средневекового города-республики, где свободные граждане могли при необходимости прикупить кой-чего по хозяйству, услышать новости, поглазеть на скоморохов, отвести душу в разговоре с соседом, собраться на вече. Короче говоря, осуществить на практике некоторые принципы демократии. Жан-Жак Руссо, размышляя над проблемами народовластия, утверждал, что оно может быть осуществлено лишь в условиях карликовых государств, где граждане решают все дела, собравшись на общий сход. Но тогда не было телевидения...

Сегодня на главной телевизионной площади в основном продают и поку-пают, попутно судорожно пытаясь развеселить. Но время идет, и вот уже из обильной радужной пены телевизионного шоу-бизнеса проступают очертания знакомого островка, где можно собраться одуревшим от нескончаемого балагана зрителям, чтобы "отвести душу" и почувствовать, что он, зритель, такой бесконечно далекий от московской светской тусовки, не одинок. И его проблемы реальны и общественно значимы. Вместе с миллионами других "маленьких частных проблем" они составляют проблемы глобальные, которые решить в одиночку невозможно, а можно только вместе...

Счастливое детище Межгосударственной телерадиокомпании "Мир" и "Авторского телевидения" программа "Вместе" выходит в эфир на ОРТ с ноября прошлого года, но уже успешно конкурирует с программами-долгожителями, что подтверждают данные телеметрии: "Вместе" не только пользуется спросом, но уверенно занимает место в ряду лидеров рейтинга, частенько опережая "Взгляд", "Тему", "Джентльмен-шоу" и даже "Санта-Барбару". Для программы информационно-публицистической да еще выходящей в эфир по будням в 12.15 -- победа на первый взгляд почти необъяснимая.

Символом программы можно назвать круг -- геометрическую фигуру, которая почти во всех национальных культурах имеет особое магическое, ритуальное значение. Круг, разделенный на разноцветные сектора, -- в марке телекомпании "Мир". Круглый стол -- центр студийного оформления.

Сама структура программы -- это тоже круги, которые расходятся в разные стороны, вовлекая в свой хоровод все новых и новых участников, десятки и сотни судеб, вопросов, многие из которых сегодня еще не имеют ответов...

"Круг первый" -- центральная студия. Привычного ведущего -- оракула или массовика-затейника -- нет. Программу совместно ведут молодые люди ярко выраженной национальной принадлежности, представители стран -- учредителей телерадиокомпании. Их равенство в программе подчеркивается. Они полпреды своих стран в этой телевизионной Организации Объединенных Наций. "Дежурство в эфире" символизирует флажок, который по эстафете принимает каждый по очереди.

"Круг второй" -- эксперты программы. Философы и мудрецы, чиновники и президенты, люди с улицы и специалисты с мировым именем. Этот круг очерчен гораздо шире -- телемосты соединяют в живом общении Москву, Санкт-Петербург, Алма-Ату, Минск, Тбилиси, Ереван, Баку, Бишкек...

И наконец, "круг третий" -- необъятное информационное поле -- поток видео- и устной информации из двенадцати филиалов МГТРК "Мир", сотни писем и телефонных звонков. Все это перерабатывается и переплавляется в тематические блоки программы: "Таможни и таможенный союз", "Национализм и политика", "Где найти работу беженцу", "Как отыскать потерявшегося родственника", "Как оформить визу", "Как защитить свои права инвалиду, ребенку, пенсионеру", "Как обустроить свой дом", "Как сохранить свой родной язык", "Как встречают Новый год"...

Передача, посвященная последней теме, была, пожалуй, самой веселой. На круглом столе под перезвон бубенчиков, которыми старательно звенели все по очереди, призывая счастье в Новом году, появился сначала зажаренный в специальной печи поросенок по грузинскому рецепту. Потом тари -- новогодний хлеб из Еревана, семь продуктов на букву "с" по таджикскому обычаю...

Но поучительней всего стало распределение головы барана по обычаю казахов. Проницательные коллеги из национального филиала МГТРК "Мир" очень тонко подметили национальные особенности каждого из ведущих. И не без иронии произнесли восточный пышный тост, преподнеся застенчивой молдаванке Виктории язык, красноречивым ереванцу Серобу и белоруске Наташе -- уши, критичной и задиристой таджичке Аноре -- губы с капелькой меда, а щеки -- москвичу Игорю. Надо полагать, чтобы не очень их надувал. Мозги же решили поделить между всеми поровну.

Вообще чувствуется, что первая команда ведущих была отобрана весьма тщательно. Молодые, искренние, энергичные, образованные, они очень выгодно отличались от многих своих коллег в эфире. Слегка заметная в первых выпусках программы робость и скованность одних и искусственная свобода других с приобретением опыта сменились привлекательной непосредственностью, юношеским напором. Их уважительные, но азартные споры с именитыми собеседниками не могли не вызвать интерес, и во многих, очень многих передачах нужный баланс "температуры разговора", конфликтности и конструктивности был удачно найден.

Например, проблему сосуществования национальных языков в одной из прошлогодних программ авторам удалось проанализировать в нескольких аспектах: в передаче прозвучали и сиюминутные вопросы: "Не могу устроиться на работу, потому что не знаю национального языка. Что делать?" (сюжет из Казахстана), и размышления на тему "Зависимость существования этноса от уровня развития языка" (беседа с академиком В.Н.Белоусовым, Институт русского языка в Москве). Особые национальные обертоны привнесли в передачу телемосты из Баку, Алма-Аты и Бишкека. Стройными и логичными получились передачи, посвященные проблемам семьи, религии, правам ребенка...

Но с обретением опыта стала проявляться и опасность, которую принято называть "звездной болезнью". В последнее время молодые ведущие-"полпреды" все настойчивее стали перебивать "аксакалов" и друг друга, все активнее брать на себя инициативу, стараясь выделиться на общем фоне и превратиться из интервьюеров, собеседников в оракулов.

Интереснейшие герои передачи -- публицист из Еревана Нелли Вартановна Саакян и писатель Георгий Дмитриевич Гачев -- в апрельском эфире вынуждены были подчиниться скачущему и нервному ритму, заданному молодежью. В итоге ни одна из глубочайших философских мыслей по поводу семейного уклада -- патриархального и индустриального, понятия рода и традиций, отношения современного общества к старикам -- не была до конца сформулирована.

Не знаю, из желания осуществить профилактику "звездности" или по какой-то другой причине, но состав команды ведущих постепенно меняется. Некоторые "ветераны" выбывают, и их заменяют "новобранцы". Правда, при этом возникает иная проблема -- начинают резать глаза различия в подготовке ведущих и в их "весовых категориях".

В целом общение между ведущими идет по принципу: "А у нас в квартире газ. А у вас?" Немного напоминает детскую игру, особенно когда кто-то из игроков начинает важничать и тянуть одеяло на себя. Чаще всего этим грешит "старший брат" Игорь Васильков. Он же порой выбивается из общей стилистики программы, пытаясь не всегда уместно пошутить. Но он же -- главный "хронометр". Его безупречное чувство времени, совершенно бесценное в условиях прямого эфира, не раз спасало положение.

Успех любому выпуску программы обеспечивает, как правило, хорошо продуманный и оригинальный выбор участников-собеседников. На экране уже не раз были представлены яркие талантливые люди из государств Содружества. В последние годы им не так уж часто удавалось поделиться своими мыслями и чувствами с российской аудиторией. Отар Мегвинетохуцеси и Полад Бюль-Бюль-оглы, Роза Рымбаева, Эдуард Шеварднадзе, Евгений Кажохин, Сергей Мартынов и Мусо Диноршоев... Но в то же время ошибки в выборе этого круга участников ведут к провалу. Так, например, в качестве эксперта в передачу о состоянии дел в эстраде почему-то была приглашена Кристина Орбакайте. Молодая певица явно чувствовала себя растерянно и неловко в этой роли, а все во- просы, обращенные к ней, падали в пустоту, так как были заданы явно не по адресу. Передача не получилась.

Что касается "третьего круга общения", который можно назвать "И весь мир", то он находится в стадии формирования. Но именно в нем, на мой взгляд, таятся самые фантастические перспективы дальнейшего развития программы. Сегодня это в основном письма, звонки и видеосюжеты с мест, часто снятые по письмам. Развитие технической базы, а оно идет в МГТРК полным ходом, даст в будущем возможность подключаться к разговору экранных собеседников из любой точки СНГ, отовсюду -- с площадей, улиц, из собственного дома. И это будет уже подлинно интерактивное телевидение.

Уже сегодня программу "Вместе", в общем-то, трудно сравнить с каким-либо иным ток-шоу на нашем телевидении. Ее просто нельзя оценивать по стандартным критериям, и надо признать, что перед нами особый тип телевизионного вещания. В центре этой коммуникации находится зритель.

Программа "Вместе" единственная из существующих ныне сделала принцип живых телемостов, столь популярных в романтический период перестройки, структурной основой. Сегодня романтика неактуальна, но взаимосвязь людей сверхактуальна. Ведь там, где худо-бедно, но существовали реальные связи между народами, государствами, сегодня -- кровоточащие раны.

Приведу несколько фрагментов из писем, присланных в программу "Вместе".

"Я -- переселенка из Сумгаита. На работу устроиться не могу. Для того чтобы оформить пенсию -- нет нужных документов. На запросы Сумгаитский комбинат, где я работала, не отвечает. Поехать туда -- нет денег. Умоляю, помогите!" (О.А.Поршенкова, Ставропольский край).

"Я -- инвалид, живу в Тульской области. Вследствие производственной травмы потерял ногу. Случилось это в Чимкенте, где я тогда работал. Вот уже два года, как мне перестало производство в Чимкенте выплачивать пособие. Что делать?" (Г.Н.Плетнев, Тульская область).

"Родители живут в Казахстане. Три года не получаю от них известий. Поехать к ним нет возможности -- пенсия 254 рубля. Не знаю, живы ли?.. Помогите!" (Г.И.Юрченко, Самарская область).

"Сколько нас таких, потерявшихся по всему СНГ! И каждый чувствует себя одиноким в своей тоске по бывшей родине, чувствует себя пасынком..." (переселенка из Кыргызстана А.Н.Гирик, Оренбургская область).

Авторы программы помогают всем как могут. Консультируют, к решению проблем привлекают специалистов из всех стран СНГ. Те вопросы, что сегодня решить невозможно, здесь пытаются осмыслить, прощупать со всех сторон, обсудить, обратить на них всеобщее внимание...

Программа "Вместе" стала площадью общения, связавшей с помощью космических телемостов все пространство Содружества Независимых Государств. И как это ни парадоксально прозвучит, ставшие уже привычными и необходимыми миллионам зрителей встречи, может быть, самое наглядное подтверждение тому, что СНГ в перспективе не иллюзия и не миф. Сообщество народов, несмотря на все жесточайшие противоречия не желающих расставаться, реально существует.