Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Жизнь в забвении - Искусство кино

Жизнь в забвении

  • Блоги
  • Вика Смирнова

О документальной картине Вернера Херцога «В бездну» (Into the Abyss, 2011) уже писал Борис Локшин в мартовском номере ИК. Вернувшаяся с 50-го международного кинофестиваля Viennale, где этот фильм был показан в рамках документального конкурса, Вика Смирнова обращает внимание на дополнительные философские аспекты «Бездны».

 

«Расскажите о столкновении с белкой», — так начинается интервью Херцога с пастором тюремного кладбища. На залитой солнцем лужайке тот рассказывает о белке, которая чудом спаслась, не попав под колеса автомобиля. – А почему Бог допускает смертную казнь? – спрашивает Херцог. Глаза пастора увлажняются и, словно бы пытаясь не заметить бестактность вопроса, он рассказывает о том, как любит проводить время за гольфом, смотреть на деревья или на играющих белок, поражаясь чуду божественного Творения. В конце концов, говорит пастор, нам не дано знать о том, какие планы у Господа.

Фильм «В бездну» Вернера Херцога (Into the Abyss, 2011) – об исполнении смертной казни в тюрьме Хастонвиля, Техас. Херцог общается с приговоренными к смерти, интервьюирует родственников жертв и убийц, изучает видео-протоколы, словом – не покидает территории традиционного репортажа с его сухим, протокольным стилем, не лишенным, однако, известной сентиментальности.

В самом преступлении все очевидно: опрошены свидетели, сверены отпечатки, обнаружен мотив, как всегда, поражающий своей тривиальностью. Парни из трейлера мечтали о спортивном Камарро, стоявшем в гараже одного из приятелей. Ради этого они убили троих, а затем приехали в паб, сочинив неправдоподобную историю о выигрыше в лотерею. К слову, украденным автомобилем они владели лишь 72 часа – до того, как были взяты полицией.

abyss3

Дальнейшая история – скорее из области чувств пострадавших или убийц.

В фильме не задаются вопросом мотива. Убийство лишь проявляет драматическую непрозрачность жизни, подчиненной слепому детерминизму. Неслучайно биографии жертв и преступников так странно похожи. У одной за шесть лет ушла вся семья: кто-то умер от героина, кто-то сошел с ума. Родственники убийцы мотают срок по соседству в той же самой тюрьме Хастонвиля.

Расследование, напротив, уводит в сферу интеллигибельного. Поэтому Херцогу так важны истории заключенных, их ложные оправдания, их (игра в) стоицизм, их попытка сконструировать свою биографию по каким-то более гармоничным и трогательно человечным законам. Неслучайно и то, что почти каждое интервью заканчивается одинаково. Камера задерживается на персонаже чуть дольше. И эта сознательно выдержанная пауза необходима затем, чтобы сказанное внезапно обнаруживало собственную беспомощность, увлекало все дальше, требуя все новых аргументов и оправданий.

Можно сказать, что Херцогу, как и прежде, хочется подойти к самому краю, взглянуть в темную пропасть реальности. Ведь для него всегда важна была вера в образы – эксцентричные и в своей эксцентричности продлевающие себя за порогом любой действительности. Поэтому даже выдуманные истории заключенных, или их родственников, версии, полные удивительных (особенно для тех, кто пребывает в забвении) знамений и оправданий, остаются внутри человеческого, внутри языка, который забрасывает персонажей туда, где их смерть – принудительная – ускользает от всякой рациональности.

В конце концов, именно этот фильм, скромный по существу, оказывается невероятно важным в истории, более двух тысяч лет разыгрываемой между детерминизмом (автоматизмом убийства) и этикой (оправданием смертной казни). Ведь, в отличие от преступлений, всегда как бы анонимных, система приведения наказания явлена в протоколах и следственных экспертизах, она прозрачна, понятна и до миллиметра верифицируема. Но с чем эта система сталкивается в финале? С тем самым анонимным конвейером наказания.

abyss2

В какой-то момент этот внешне отлаженный и безупречный конвейер даст трещину – и палач почувствует дрожь, вспомнив о казненной им женщине и словах благодарности, произнесенных ею перед смертельной инъекцией.

Он узнал ее имя, мгновенно вспомнив других, тех, которых, как он сказал, он не помнил до этого. И с тех пор он не может воспринимать ее как любую, как каждую, подчиненную одинаковой для всех принудительной смерти. И в этот самый момент универсальность и абстрактность закона встречается с уникальностью и неуниверсальностью человеческого.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

VII фестиваль VOICES объявил программу

09.06.2016

С 7 по 9 июля в Вологде пройдет VII Фестиваль молодого европейского кино VOICES. С целью снижения нагрузки на региональный и городской бюджеты международная команда VOICES сократила число дней проведения, изменила принципы формирования программы и отказалось от большого профессионального жюри: в этом году победителя традиционного конкурса европейских дебютов будут определять зрители. Путем голосования вологжане вручат Приз Зрительских симпатий одному из шести понравившихся фильмов.