В чем сверхсила, брат? «Лига справедливости», режиссер Зак Снайдер

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В прокат вышла пятая порция приключений супергероев так называемой "Расширенной вселенной DC". За подвигами Брюса Уйэна (Бена Аффлека) – нашего спасителя, вновь обретшего веру в человечество, – пристально следит Нина Цыркун.


Адаптация комиксов DC, кроссовер «Лига справедливости» Зака Снайдера могла бы пройти под маркой Marvel: свойственная DC новаторская – визуальная и сюжетно-содержательная - дерзость здесь уступает место плавно развивающемуся сюжету с предсказуемыми поворотами, что, конечно, льстит зрителю. Это добротно расписанная по хорошо отработанной классическим Голливудом матрице история о герое (на этот раз это Брюс Уэйн / Бэтмен), рекрутирующим команду, чтобы сразиться со злом (на этот раз – с инопланетным глобальным террористом Степным волком и его армией летающих парадемонов). Соответственно эта линия аранжирована зарисовками-скороговорками индивидуальных персонажей с их взаимным подкалыванием и изначальным недоверием к собрату, которое, конечно, в нужный момент обернется доблестью недооцененного на благо недоверчивого.

Марвеловская печать – прежде всего результат работы Джосса Уидона в качестве сосценариста (совместно с Крисом Террио и режиссером, на финальной стадии заменившего Зака Снайдера). Уидон успешно прошел этот путь с «Мстителями», но на этот раз в заслугу ему можно поставить разве что остроумные диалоги, разнообразящие быстротекущее действие с фирменными slo mo Снайдера.

Больше всего веселит реактивный Барри Аллен/Флэш (Эзра Миллер), дождавшийся своего полноценного присутствия во франшизе; он – своеобразная «ответка» Питеру Паркеру / Человеку-пауку из команды «Мстителей», самый быстрый на Земле человек. Не отстают и новички – «человек-амфибия», одиночка-атлант-альтруист Аквамен (Джейсон Момоа) и тень Халка, проклинающий свою участь человека-машины неприкаянный Киборг/Виктор Стоун (Рей Фишер).

«Лига справедливости», трейлер

От экзистенциальной мрачности осталось, пожалуй, только власть времени: в отличие от супергероев (полу)божественного происхождения или попавших то ли под молнию, то ли под радиацию, эти персонажи – люди, чье супергеройство обеспечено гаджетами, – стареют. И вот седеющий Бэтмен (Бен Аффлек) признается неформальному лидеру команды Чудо-женщине / Диане Принс (Галь Гадот), что ему уже трудно тянуть свое бремя, выполнять свою миссию. Но если у Кристофера Нолана Бэтмен в исполнении Кристиана Бейла был трагичен, то в исполнении Бена Аффлека он просто уныл.

Таким образом, команда сколочена, но желаемого результата нет. Со своей отправной точки («Бэтмен против Супермена») «Лига справедливости» логично выруливает к верховенству Супермена, который не может ни постареть, ни умереть. Но – способен временно исчезнуть, чтобы дать повод создателям фильма показать скорбящих (больше им делать на экране нечего) – Лоис Лейн и Марту Кент, осиротевших без главного спасителя Готэма и Метрополиса и впавших в депрессию. Супермен, естественно, заставляет себя ждать, и чтобы взвинтить цену на аттракцион, и чтобы оттянуть кульминацию, и еще потому, что, как говорит один из героев, «копать надо медленно из уважения».

Justice League 01«Лига справедливости»

Гробокопательский юмор, а также общий оптимистичный тон, изначально подразумевающий победу добра над злом, парадоксально контрастируют с разбросанными по фильму подрывными репликами, не позволяющими «Лиге справедливости» окончательно закрепиться на временно оккупированной марвеловской территории. «Раньше можно было понять, что движет нашим миром, но тогда им хоть что-то двигало». «Время героев никогда не вернется», а в ожидании атаки из космоса «на людей рассчитывать точно нельзя, они думают, что конец света можно поставить на паузу». Как в эйзенштейновской «Стачке», люди представлены брезгливо увиденными глазами сильных мира сего: как человеческая икра. Поэтому оправданными кажутся притязания клыкастого Степного волка, который обещает установить справедливость силы, разрушить современный мир и вернуть его в темные времена, когда на Земле царил страх божий. Слова же Супермена (Генри Кэвилл), что надежда где-то здесь, напротив, звучат как-то неубедительно. В отличие от шутливого, но не лишенного смысла признания Бэтмена, проливающего свет на вероятный успех фильма у нефанатов DC. На вопрос, в чем, мол, твоя сверхсила, брат, Брюс Уэйн отвечает: «В деньгах!». 300 миллионов долларов бюджета – это, несомненно, сила.

Диктатура доброты. Штрихи к портрету Сарика Андреасяна

№5/6, май-июнь

Диктатура доброты. Штрихи к портрету Сарика Андреасяна

Антон Долин

Самая интригующая и неразгаданная фигура отечественного массового кинематографа, Сарик Андреасян – объект зависти и ненависти. Уроженец Еревана, выпускник мастерской Юрия Грымова и заядлый кавээнщик, в свои тридцать три года создатель десятка нашумевших фильмов, работавший со звездами не только отечественными (в диапазоне от Гоши Куценко до Вениамина Смехова), но даже с заграничными: любимцем миллионов Аленом Делоном и лауреатом «Оскара» Эдриеном Броди.

Колонка главного редактора

Новость, которая становится важной, потом главной, потом – единственной

18.10.2012

Выступление в передаче «Особое мнение» на радиостанции «Эхо Москвы». О.ЖУРАВЛЁВА: Добрый вечер. Это программа «Особое мнение», меня зовут Ольга Журавлёва, у нас в гостях сегодня внезапно главный редактор журнала «Искусство кино», культуролог Даниил Дондурей.

Открылся юбилейный Венецианский кинофестиваль

Новости

Открылся юбилейный Венецианский кинофестиваль

29.08.2013

  В Венеции в 70-раз состоялась ежегодная церемония открытия старейшего кинофестиваля в Европе. Картиной, открывшей фестиваль, стала фантастическая 3D-лента «Гравитация», снятая Альфонсо Куароном, с Сандрой Буллок и Джорджем Клуни в ролях космонавтов, потерявших связь с Землей.