Союз насекомых. «Человек-муравей и Оса», режиссер Пейтон Рид

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Новый приключенческий виток супергеройского кинокомикса от Marvel Studios оценила Нина Цыркун.

После того, как в «Мстителях. Война бесконечности» суперзлодей Танос не по делу и презрительно назвал Человека-паука «насекомым», возник вопрос: а где же (более заслуживающий такой категоризации) Человек- муравей/Скотт Лэнг? Вроде он в том фильме был заявлен? И вот Пейтон Рид в сиквеле к «Человеку-муравью» 2015-го года «Человек-муравей и Оса» дает ответ: Скотт (Пол Радд), оказывается, два последних года провел под домашним арестом за учиненное в Германии хулиганство.

Образовавшийся досуг он коротает, распевая песни под телекараоке, овладевая искусством карточных фокусов и играя с дочкой Кэсси. До окончания срока заключения остается два дня; если Скотт нарушит правила, его уже осудят на 20 лет настоящей тюрьмы. И как раз в этот момент старые друзья вовлекают Скотта в авантюру, требующую выхода из дома. Пока не прибудут извещенные сигналом электронного браслета фэбээровцы, он должен помочь Хоуп Ван Дайн (Эванджелин Лилли) и доктору Хэнку Пиму (Майкл Дуглас) – нет, не мир спасти, но вытащить из квантовой вселенной застрявшую там жену Пима. А еще не дать преступникам завладеть секретной лабораторией доктора. В свое время Хэнк использовал Скотта как объект для реализации открытых им методов сжимания межатомного пространства, и теперь Скотт служит своего рода медиумом между тем миром, где скитается Дженет Ван Дайн (Мишель Пфайффер), посылающая в его сознание свои месседжи, – и реальностью.

На этом пути бывшему воришке Скотту предназначается осознать себя настоящим супергероем, а Хоуп – суперегероиней, вместе репрезентируя по запросу дня гендерное равноправие. На женской половине также играют ее мать Дженет, правда, в основном отсутствующая, и страдающая болезненным синдромом растекающейся личности Призрак (Ханна Джон-Кеймен), которой наверняка предстоит развернуться в будущем. Баланс политкорректности во франшизе, где нет супергероев-латиноамериканцев, дополняет дружок и бывший сокамерник Скотта Луис (Майкл Пенья), хитроумный трикстер, который умеет обмануть даже «сыворотку правды», запутывая врагов бесконечной «песней» и не выбалтывая правды.

Ant Man and the Wasp 01«Человек-муравей и Оса»

Франшиза Мстителей стратегически выстраивается все более изощренно: не только укрепляются внутренние структурные связи между персонажами, мотивами поведения и сюжетными ходами, но и всегда учитывается перспектива. Как выясняется на примере «Человека-муравья и Осы», в недалеком будущем нас, вероятно, ожидает спин-офф с юными супергероями, эквивалент графического «Крестового похода детей». По меньшей мере одна из лидирующих фигур уже вырисовалась – Кэсси Лэнг (Эбби Райдер Фортсон), которая не только поощряет отца в его героических авантюрах, но в нужный момент и прикрывает его перед фэбээровцами.

Ant Man and the Wasp 02«Человек-муравей и Оса»

Привычных для франшизы боевых сцен здесь меньше обычного (самый замечательный акробатический поединок – схватка Осы с Призраком), зато эпизоды погонь на редкость изобретательны: уменьшенный Осой до размеров игрушки автомобиль, в котором она везет Скотта, успевает проскочить между колесами мчащегося велосипеда. Как будто следуя в русле эзотерики своего коллеги Бена Дэвиса («Доктор Стрэндж»), оператор Данте Спинотти помещает зрителя в красочную феерию квантовой вселенной с ее перетекающими изображениями, как будто погружая его в психоделический транс. Скотт действует, подобно Алисе из Страны чудес, непредсказуемо уменьшаясь до размеров ребенка или вырастая до масштаба Гулливера в Стране лиллипутов. Соответственно, как и в первом фильме, эти превращения из-за дефектов недоведенного доктором Пимом до ума костюма каждый раз создают комические эффекты; прием слегка надоедающий, но, пожалуй, обе картины явно рассчитаны на сезонную снисходительность релаксирующих зрителей. Это что-то вроде комического отыгрыша, интерлюдии между трагическим финалом «Войны бесконечности» и ее последующей второй частью.

Поколенческий расклад – присутствие на экране седовласого Майкла Дугласа и Мишель Пффайфер (им в прологовом эпизоде с помощью технологии морфинга великодушно возвращают облик их молодости), а также немаловажная роль, которую играет в фильме малышка Кэсси Лэнг, явно рассчитан на привлечение особого кластера аудитории – не подростков (и их родителей), а детей в сопровождении бабушек и дедушек. Последние с пониманием воспримут и риторическую отсылку к эпохе холодной войны, которая, по-видимому, играет здесь роль не только ностальгического мотива, а, скорее, актуализирует горячие политические новости.

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.

Колонка главного редактора

Гибридное кино для России

17.06.2015

Даниил Дондурей – о "Кинотавре" и зачистках, о Говорухине и Меликян, о милых режиссерах и блистательных манипуляторах.

Новости

Главный свидетель отказался от показаний против Олега Сенцова

31.07.2015

Главный свидетель в деле Сенцова — Геннадий Афанасьев, уже осужденный за подготовку в Крыму терактов, — на суде по делу украинского режиссера Олега Сенцова отказался от собственных показаний, данных во время следствия. Геннадий Афанасьев заявил, что давал показания под давлением. Это заявление оказалось неожиданным не только для обвинения, но и для защиты.