Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Признание криптоаналитика офицеру полиции - Искусство кино

Признание криптоаналитика офицеру полиции

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В прокат выходит историческая драма «Игра в имитацию» о гениальном британском логике и криптографе Алане Тьюринге и его вкладе дешифровку знаменитого кода «Энигма». Картину режиссера Мортона Тильдума посмотрела Нина Цыркун.


История с дешифровкой сообщений, кодированных немецкой криптовальной машиной «Энигма», с которой во время Второй мировой передавались команды военно-морскому флоту – неистощимый ресурс сюжетов в атлантическом мире. Действия этой зловредно умной машины реально ставили Британию в ситуацию на грани сдачи противнику. Народу в охоте на «Энигму» было задействовано много, потому что, кроме криптоаналитиков, в спецоперации участвовали и британские военные, которым, в конце концов, удалось захватить один из таких шифраторов на вражеской подводной лодке. Соответственно, жанры для воплощения всех перипетий «энигматики» тоже можно выбирать – хоть военный боевик, хоть шпионский триллер, хоть триллер интеллектуальный. В 2001 году Майкл Эптид снял картину, которая так и называлась – «Энигма»; даже похваливая в ней то и сё, рецензенты редко обходились без упрека: как же можно рассказывать о раскодировке «Энигмы», не упоминая имени человека, который сыграл в этом процессе главную роль! Речь шла об Алане Тьюринге, гениальном математике и логике, завербованном М16 как раз для этой цели. Как бы то ни было, возможно, оно и к лучшему, потому что теперь в фильме норвежского режиссера Мортена Тильдума «Игра в имитацию» эту легендарную личность сыграл Бенедикт Камбербэтч, за что ему прочат номинацию на «Оскар».

The-Imitation-Game-2«Игра в имитацию»

Действительно, кому и играть такого гения, как не актеру, у которого в фильмографии Стивен Хокинг и Джулиан Ассанж; он умеет без натуги показать, что его герой думает, мыслит, а не просто хмурит лоб.

Не обойтись тут и без сравнений с другим разгадчиком сложных задачек – Шерлоком Холмсом, которого Камбербэтч блистательно сыграл в телесериале. В обоих случаях перед нами эксцентричные герои-аутсайдеры, даже по внешним повадкам диаметрально противоположные. С одной стороны, динамичный, реактивный, острый на язык Холмс; с другой – переминающийся с ноги на ногу, сутуловатый, малословный Тьюринг. Природа их маргинальности разная. Холмс уверен в своей уникальности, но может себе позволить работать в одиночку и это делает его раскованным, дерзким и обаятельно нахальным. Тьюринг тоже знает о своей уникальности, но, в отличие от Холмса, он всегда вынужденно помещен в какой-то коллектив, где личные особенности делают его белой вороной, постоянно требуют занимать позицию оправданий или обороны, что в свою очередь заставляет его задуматься о своей уникальности как проклятии. В центре фильма – не столько история раскодировки, процесс которой показан довольно поверхностно и пунктирно, сколько история противостояний самого Тьюринга. Так что это не интеллектуальный детектив и не военный боевик (хотя без взрывов и трагедий, близко коснувшихся некоторых героев картины, не обошлось), а скорее психологическая драма. Алану Тьюрингу, «пацифисту и агностику», кабинетному анахорету приходится выдерживать натиск недружелюбно настроенных коллег во главе с шахматным чемпионом, самоуверенным красавчиком Хью Александером (Мэтью Гуд), а в еще большей степени – государственной машины.

The-Imitation-Game-3«Игра в имитацию»

В соответствии со сценарием дебютанта Грэма Мура (по книге Эндрю Ходжеса, которая в 1983 году вывела Тьюринга из тени забвения) фильм открывается событиями 1951 года, когда герой войны, чей вклад в победу был отмечен самим Уинстоном Черчиллем, Кавалер Ордена Британской империи и член Лондонского королевского общества подвергся аресту по обвинению в оскорблении общественной нравственности. Его ответы на вопросы симпатизирующего арестанту дознавателя Роберта Нока (Рори Киннер) превращаются в рассказ-исповедь о годах, проведенных в Кембридже, и о времени в Блетчли-парке, где работала элитная секретная группа, собранная для взлома кода «Энигмы». Так что зритель будто бы получает информацию из первых рук, но это не так. Реальные обстоятельства подверглись переработке по меньшей мере трижды, если не четырежды. Сначала их на свой лад трактовали очевидцы, затем в своем описании Ходжес, после чего за дело взялся сперва Мур, а потом Тильдум с Камбербэтчем. В итоге не только психологические обертоны, но и сами факты существенно преобразились. Так, явно слишком большое место заняла в судьбе экранного Тьюринга Джоан Кларк – для проходного эпизода Кира Найтли слишком большая звезда и слишком эффектная женщина. Но надо сказать, что создатели фильма очень тонко провели ее линию. Они показали Джоан – эту страдающую «женщину на мужской работе» – как реинкарнацию первой привязанности Алана; показали его рано ушедшего из жизни товарища по колледжу, открывшему Алану его талант и учившему считать, что любую особенность – какой бы она ни была – следует принимать как данность, как загадку, но не как проклятие.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Чтобы ткань города усложнилась

21.09.2015

В Москве прошел фестиваль современного документального кино о городе и человеке «Центр». Главная идея фестиваля в формировании города как культурного кластера, в котором люди учитывают интересы друг друга. Корреспондент Агентства социальной информации поговорил с одним из членов жюри фестиваля, культурологом и главным редактором журнала «Искусство кино» Даниилом Дондуреем о том, какую роль играют гражданские инициативы в создании культуры города, каких культурных пространств не хватает столице и могут ли москвичи создать собственную городскую культуру.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

«Искусство кино» представляет кинопрограмму «Ларс фон Триер. В сердце тьмы»

12.11.2018

«Искусство кино» приглашает на кинопрограмму «Ларс фон Триер. В сердце тьмы». В Москве в киноцентре «Каро Октябрь» покажут 19 ноября «Догвилль», 21 ноября «Антихрист» и 25 ноября режиссерскую версию фильма «Нимфоманка». В Санкт-Петербурге в кинотеатре «Аврора» — 12 ноября «Догвилль», 13 ноября «Меланхолия» и 18 ноября режиссерская версия фильма «Нимфоманка». Закончится программа 30 ноября премьерным показом в Москве новой работы Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек».