Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Принцесса была прекрасная… - Искусство кино

Принцесса была прекрасная…

  • Блоги
  • Нина Цыркун

14 мая этот биографический фильм с Николь Кидман в роли Грейс Келли открыл 67-й Каннский фестиваль. 22 мая он выходит в российский прокат. О «Принцессе Монако», рассорившей каннский истеблишмент и аристократическое семейство Гримальди, – Нина Цыркун.


Если бы я принадлежала к дому Гримальди, я тоже обиделась бы на создателей фильма «Принцесса Монако» и не поехала на премьеру в Канн. Ну в самом деле: Гримальди чуть ли не тыщу лет, начиная с Генуэзской республики, принадлежат к правящим династиям Европы. Это князья в законе, обросшие десятками дворянских титулов. И вдруг заявляется некая преисполненная свободомыслия и альтруизма девица из Города братской любви (Филадельфии) и начинает учить их милосердию и правилам современного отношения к женщине, а также и раскрывать неприятные семейные тайны. Будто дочь американской революции попала в гнездо обскурантизма, глухого равнодушия и взаимного предательства.

Grace-of-Monaco-2
«Принцесса Монако»

События фильма Оливье Даана происходят в 1962-ом, на шестом году пребывания хичкоковской блондинки, актрисы Грейс Келли в роли супруги принца Ренье III и застают ее в удрученном состоянии: народ не желает признавать иностранку, высокородное семейство делает вид, что шокировано ее манерами и привычками, с мужем как-то неладно, у родной матери не найти сочувствия. Одна радость у Грейс – дети, да и тех ей из-за протокола не позволяют воспитывать как хочется. А тут еще политические проблемы – осложнение отношений княжества, приютившегося на носу большой страны, с ее лидером, которому желательно содрать с маленькой «овцы» побольше шерсти.


«Принцесса Монако», трейлер

Как на самом деле выстраивались и разрешались подковерные отношения семейства князей Монако с могущественным соседом Францией и лично с генералом де Голлем, скорее всего, долго останется тайной. Но если в фильме, которому предпослан титр «вымысел, вдохновленный реальными событиями», действуют реальные официальные лица, чьи потомки ныне заняли их места, то сценаристу Арашу Амелю следовало все же быть осторожнее с трактовкой событий и прислушаться к пожеланиям с их стороны. Но ему, видно, хотелось добавить к мелодраматичной истории саспенса – не зря же тут и сам Альфред Хичкок (Роджер Эштон-Гриффитс) присутствует. С ним, кстати, тоже не вполне корректно обошлись, представив как неловкого американца, плохо ориентирующегося в специфике европейского дворцового этикета. Однако по правде жизни чистокровный англичанин сэр Альфред в этом деле вполне был вполне осведомлен, и, соблюдая иерархию, не собирался напрямую обращаться к принцессе Монако Грейс с предложением сняться в его фильме «Марни». Он поступил дипломатично: послал ей почитать книгу Уинстона Грэма, которую готовился экранизировать, терпеливо дождавшись реакции. Грейс, урожденной Келли, книга понравилась, и она изъявила желание сниматься, что было совсем не экстраординарным случаем, ведь после замужества она своего голливудского агента (на всякий случай) не отправила в отставку. Больше того, и сам венценосный супруг, принц Ренье III поначалу дал на съемки свое согласие. Как полагал Хич, семейство рассчитывало тем самым поправить пошатнувшиеся финансовые дела: гонорар звезде был предложен по тем временам беспрецедентный – миллион долларов.

Grace-of-Monaco-3
«Принцесса Монако»

Не только Хичкок, де Голль или статс-дама Мадж (Паркер Поузи), но даже Мария Каллас (Пас Вега) с Онассисом (Роберт Линдсей), будто дублирующие главную супружескую пару, даже сам Ренье (Тим Рот) в фильме – фигуры условные до карикатурности и малоэффективные. Вот уж воистину свита не выполнила своей главной функции – сыграть хоть не королеву, но по меньшей мере принцессу. Зато сама принцесса-звезда подана во всех вроде бы выигрышных ракурсах: верной жены, доброй матери, талантливой актрисы и пламенной общественной деятельницы... Беда только, что ракурсы получились, мягко говоря, несфокусированные.

Grace-of-Monaco-4
«Принцесса Монако»

Тем не менее сюжет худо-бедно добредает до логического финала. Пытаясь вместе с мужем отстоять суверенитет своей маленькой страны, которую желает прибрать к рукам большой брат, Грейс самоутверждается как принцесса, так сказать, нового типа, проложившая дорогу «принцессе сердец» Диане. Более всего прославившийся «Жизнью в розовом цвете», Оливье Даан сделал ставку на беспроигрышный интерес публики к артистическому закулисью и невольно сам себя выдал, показав с помощью принцессы Грейс, как удачно можно продать известность в благородных целях. Николь Кидман, томившаяся над хлипко прописанной ролью на протяжении всего фильма, оживает в этих огламуренных эпизодах, будто сбросив тяжкое бремя мессианства, возложенное на ее хрупкие плечи мужчинами-авторами. Ее героиня обретает себя в окружении журналистов, под вспышками фотокамер, где легко, сами собой произносятся пафосные речи, будто написанные умелым сценаристом. Печальный ее лик наконец проясняется, и все становится на свои места.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Персонально ваш

11.10.2015

― В Москве – 15 часов и 8 минут, и меня зовут Ольга Журавлёва, а персонально наш сегодня главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

«ИК» предложил задуматься о пределах допустимого

02.12.2013

3 декабря в 17.00 в кинотеатре «Художественный» в рамках фестиваля Артдокфеста состоится круглый стол журнала «Искусство Кино». Тема: «Актуальная документалистика – пределы допустимого». Участники: главный редактор «Искусства кино» Даниил Дондурей, президент «Артдокфеста» Виталий Манский, Жан Перре, куратор программы «Чешский глобус, режиссер Фелипп Ремунда, режиссер Марина Разбежкина, режиссер Алена Полунина, продюсер Марк Франкетти, режиссер Светлана Быченко, продюсер Симона Бауман.