Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
На солнечной стороне - Искусство кино

На солнечной стороне

  • Блоги
  • Нина Цыркун

26 февраля в прокат выходит «Вселенная Стивена Хокинга» – мелодрама, основанная на воспоминаниях бывшей жены знаменитого физика Джейн Хокинг. Под обаяние создателей и главного героя картины попала Нина Цыркун.


Эдди Редмейн уже получил за эту роль «Золотой глобус», BAFTA, Премию актерской гильдии, наконец «Оскар» – и это справедливо, потому что именно ему принадлежит главная заслуга в успехе «Вселенной Стивена Хокинга».

Его работу можно сравнить с другой ролью, принесшей исполнителю Дэниелу Дей-Льюису примерно тот же набор наград, – парализованного ирландского художника, поэта, романиста и автора собственной биографической книги Кристи Брауна, по которой был поставлен фильм «Моя левая нога» – еще одна повесть о настоящем человеке, история блестящего ума, заключенного в темницу немощного тела.

Разница в подходах к роли, в актерской технике объясняется разными масштабами фильмов Джима Шеридана и Джеймса Марша. В первом нам показали подлинную трагедию человека, находящегося в самой гуще не очень-то комфортной жизни и в то же время морально выключенной из нее. Отсюда внутренняя бурлящая ярость, прорывающаяся всплесками агрессии и отчаяния. Во втором режиссер имел дело с книгой, написанной женой Хокинга Джейн (Фелисити Джонс), действие которой происходит в чинных университетских аудиториях и на залитых солнцем лужайках Оксбриджа, в парке Букингемского королевского дворца, в уютной семейной гостиной и спальне, а герой предстает в блеске своего гениального ума, идя от успеха к успеху в сопровождении любящих женщин, преданных друзей и респектабельных коллег. Отсюда достаточно контролируемое поведение и не черный, как у Кристи Брауна, а вполне благодушный юмор. Конечно, во «Вселенной…» есть впечатляющие моменты, когда Стивен ощущает унизительную беспомощность, например, карабкаясь по лестнице под взглядом своего сынишки, но ни один из них не сравним с тем ужасом, который довелось испытать Кристи в среде так называемых простых людей и тем более сверстников-подростков. Это было даже не чистилище, это был ад, а к аду, как извещал Кристи накануне конфирмации католический священник, нельзя привыкнуть.

The-Theory-of-Everything-2«Вселенная Стивена Хокинга»

Стивен Хокинг привык к своему образу жизни, освоился в нем и даже собирался полететь в космос. Свой страшный диагноз Стивен услышал, когда ему был 21 год и он готовился защищать диссертацию по астрофизике. Врачи отпустили ему два года жизни, а в нынешнем январе ему исполнилось 73. Можно назвать это чудом, но можно объяснить чудо победой разума над бренной плотью. Когда Стивен тяжело рухнул в инвалидную коляску, осознавая, что это навсегда, у него не было никакого утешения. Он считал бога «исчезающим видом» и не верил в будущую легкую жизнь за гробом; у него не было рядом верной жены, надежды на продолжение рода и стимула к выживанию; наконец, самое главное: в ответ на вопрос, не откажет ли ему интеллект, врач сформулировал: «Нет, мыслить вы сможете, но люди никогда не узнают о том, что вы думаете». На помощь астрофизику, одержимому утопической идеей создать единую теорию, объясняющую все во вселенной, пришла компьютерная технология, и Стивен установил интерактивную связь с миром. По всему видно, что жизнь оборачивается к нему своей солнечной стороной. Он по-прежнему считает бога «исчезающим видом» и не надеется на легкую жизнь там, за облаками. Но ему повезло с женщинами и детьми. Люди, причем во всем мире, узнали, о чем он, беспримерный экстраверт, зажатый в скорлупе инвалидной коляски, думает, и тоже стали об этом думать. Хокинг обладает нечастым среди ученых даром – переводить свои научные идеи на общедоступный язык и иллюстрировать их наглядными примерами, скажем, с картофелиной на вилке. Его темперамента хватает не только на просвещенческие телециклы, но и на самую невероятную масс-культурную деятельность – от поп-музыки до «Симпсонов» и «Гриффинов». Публичная сторона жизни Хокинга в достатке показана в фильме, словно для того, чтобы продемонстрировать преимущества позитивного отношения к жизни, которым он охотно делится с публикой: «Не должно быть границ у человеческой жизни. Пока есть жизнь, есть надежда», Аплодисменты.

The-Theory-of-Everything-3«Вселенная Стивена Хокинга»

В его реальной жизни светско-житейской суеты гораздо больше; а в фильме внутренняя драма плененного тела выносится наружу, претворяясь в «царстве количества» в праздничную мишуру. Эта видимость, этот блеск словесной эквилибристики фестивализируют индивидуальное пространство и одновременно мистифицируют и скрывают от нас истинную драму постоянно пребывающего в работе ума, скованного физиологией; плоти, томящейся в застенке немощи. Это то, о чем нельзя говорить, а значит, следует молчать. Отчасти об этом свидетельствует музыка Вагнера, которую Хокинг слушает наедине с собой. Эдди Редмейн, как актер освоивший форму существования своего героя, вышел к самому трудному – задаче показать в рамках предельно ограниченных возможностей лишь мимики и выражения глаз то, что не вербализовано в сценарии, что не вынесено в диалоги и поступки. Ему это удалось по максимуму.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Гибридное кино для России

17.06.2015

Даниил Дондурей – о "Кинотавре" и зачистках, о Говорухине и Меликян, о милых режиссерах и блистательных манипуляторах.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Объявлены итоги второго конкурса сценариев «ЛИЧНОЕ ДЕЛО»

10.01.2013

Журнал «Искусство кино» завершил проведение конкурса сценариев полнометражных игровых фильмов, под девизом «Личное дело», который мы осуществили при поддержке Фонда «Финансы и развитие». Всего в конкурсе участвовали 794 сценария из 19 стран. Комиссия экспертов, в которую входили кандидат искусствоведения Зара Абдуллаева (автор пяти книг о кино), кандидат искусствоведения Кристина Матвиенко (преподаватель курса современной драматургии во ВГИКе) и Алексей Медведев (создатель фестиваля «2morrow» и «2 в 1», критик, переводчик, арт-директор других отечественных кинофестивалей), отобрали: