Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
На пути в Дамаск - Искусство кино

На пути в Дамаск

  • Блоги
  • Алексей Тютькин

На прошедшем в Москве Beat Film Festival состоялся показ документальной картины Джонатана Холиффа «Мой отец и человек в черном», посвященной Джонни Кэшу и его менеджеру Солу Холиффу, отцу режиссера. Алексей Тютькин пристально изучил сыновью реконструкцию сложных взаимоотношений.


Существует такой апокриф: когда Мартин Гор и Дэйв Гэхан из Depeche Mode узнали, что Джонни Кэш перепел Personal Jesus в альбоме American IV: The Man Comes Around, то они захотели подать на него в суд. Друзья музыкантов пытались их урезонить возгласами «Да это ж Джонни Кэш!», на что услышали спокойный ответ: «А кто это?» Пусть даже эта история – всего лишь анекдот о нравах шоубизнеса, все же важно, что фигура известного и очень популярного кантри-певца то ли по незнанию, то ли с позиции свержения авторитетов была очищена от ностальгии, от уважения, от истории, наконец. Джонни Кэш не рассматривался как человек, став лишь потенциальным ответчиком в суде.

myfather-4
«Мой отец и человек в черном»

Нечто подобное в начале фильма «Мой отец и человек в черном» (My Father and the Man in Black, 2012) режиссер Джонатан Холифф проделывает со своим отцом. Отец документалиста Сол Холифф покончил с собой – ситуация травматическая, и ее детальный показ в жанре документальной реконструкции может показаться не только неловким, но и даже неэтичным. Представляется, что с самого начала фильма режиссер не находит верной интонации. Дальше чувство неловкости только разгорается: Джонатан Холифф рассказывает, что никогда не был близок с отцом, который был к нему слишком строг, что он сбежал из дому, а, точнее, убежал от отца и, в конце концов, договаривается до того, что он никогда его и не знал. Отец становится для Джонатана Холиффа кем-то чужим, незнакомцем, просто именем из прожитой жизни. И это завязка фильма.


«Мой отец и человек в черном», трейлер

Важно отметить, что фильм Холиффа снят именно о его отце, режиссер не пытается завлечь зрителя «звездой», ввернув попутно и историю своих жизненных приключений, и историю отца. Без сомнений, Сол Холифф был успешным менеджером Джонни Кэша, но он никогда не находился в его тени, а с течением фильма приходит осознание, что эти двое стоили друг друга. Их отношения были весьма сложными, и каждый этап их развития был особенным. Возможно, это была борьба арканзасского Юга и канадского Севера, свободного, почти дикого Кэша и размеренного, почти маниакально педантичного Холиффа – странная борьба, которую можно окрестить «симбиотической».

Когда Джонатан Холифф слушает оставшиеся от отца аудиодневники, характер этой борьбы-симбиоза вырисовывается предельно четко. В период наркотического ада Холифф живет от обратного: становится еще пунктуальней, постоянно работает, устраивает концерты. Их постоянные срывы, когда Кэш выходил на сцену и играл спиной к зрителям, словно придают ему сил. Сол Холифф борется с энтропией, у которой есть имя; восхищает то, что он не сдается. Но как только наркотики и выпивка забыты, и карьера Джонни стремительно идет в гору, Сол начинает сдавать. Такое чувство, что между Кэшем и Холиффом устанавливался некий баланс жизни и удачи, и нужно было одному падать вниз, чтобы другой взлетал. Если бы у них была общая кровеносная система, то это было бы схоже с тем, как если бы вся кровь одного приливала к другому – снова и снова.

myfather-5
«Мой отец и человек в черном»

Кроме магистральной истории Сола и Джонни, в фильм удачно вплетены небольшие рассказы-отступления, которые делают картину более объемной. Это истории Сола до и после работы с Кэшем, в которых показана жизнь Америки и Канады. Взгляд режиссера невозможно назвать критическим, но некоторая отстраненность работает только на общий эффект – приходит понимание того, чем жил Сол Холифф.

После половины фильма чувство неловкости за режиссера пропадает. Становится понятным, что неверная интонация была рождена предубеждением и обидой. И удивительно, как режиссер настойчиво и безостановочно изменяет эту интонацию, нащупывая верную. Прослушивание аудиодневников постепенно рождает поразительно детальный образ отца, который появляется из тех событий и того времени, когда он работал с Джонни Кэшем. Для Джонатана Холиффа голос отца, звучащий из динамика, становится лекарством, которое возвращает память. И Человек в черном, представляющийся кем-то зловещим и желающим только разрушения, выходит под яркий свет софитов, улыбается и незабываемым голосом произносит: «Здравствуйте, я – Джонни Кэш».

myfather-3
«Мой отец и человек в черном»

В фильме есть эпизод, в котором вспоминается, что в фильме об Иисусе Джонни Кэш предложил сыграть Солу Холиффу роль первосвященника Каиафы, которую тот и сыграл, затем обыгрывается его имя Saul – Савл, который так и не стал Павлом. Но когда Джонатан Холифф после обретения памяти и понимания жизни и смерти своего отца выключает магнитофон и гасит свет в хранилище, становится ясно, что не его отец, а именно он проходит слепым свой путь в Дамаск, а затем прозревает.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

«Меридианы Тихого» объявили программу 16-го кинофестиваля

28.08.2018

XVI международный кинофестиваль «Меридианы Тихого» пройдет во Владивостоке с 21 по 27 сентября. В программу крупнейшего российского форума Дальнего Востока вошли 180 фильмов из 37 стран.