Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Ксандра Колесник – Антон Серегин: «Праздник раскрывает особые качества в людях» - Искусство кино

Ксандра Колесник – Антон Серегин: «Праздник раскрывает особые качества в людях»

  • Блоги
  • Евгений Майзель

На состоявшемся в Омске – при поддержке Минкульта РФ и Правительства Омской области – Первом Фестивале национальных дебютов Александра (Ксандра) Колесник и Антон Серегин (оба выпускники Мастерской Марины Разбежкиной и семейно-режиссерский тандем) представили документальную ленту «Денис Давыдов Trip» (2013), действие которой происходит в Ульяновской области на фоне празднования 228-летия со дня рождения знаменитого поэта и героя войны 1812 года.

Фильм не произвел большого впечатления на жюри фестиваля, вручившего ему, однако, приз с формулировкой «За возможность посмеяться над собой», однако остался в памяти Евгения Майзеля как одно из самых ярких и приятных воспоминаний об основной конкурсной программе. По возвращении в Москву выяснилось, что до «Дениса Давыдова» Колесник и Серегин сняли еще как минимум три мастерских неигровых картины, и что с ними необходимо познакомиться поближе.

kolesnik-trip-kozlik
«Денис Давыдов Trip», режиссеры Ксандра Колесник, Антон Серегин

Евгений Майзель. Моя первая реплика будет развернутой. Я заметил, что все ваши работы – за исключением «Единственной роли суперзвезды», снятой Антоном, – все так или иначе вписываются в своеобразный социальный контекст, даже когда сконцентрированы (как и «Единственная роль суперзвезды») на одном человеке (как в «Мирах Валентины Васильевны»), и этот контекст можно было бы условно назвать «иррациональной природой России-матушки». Специально для читателей, большинство их которых ваши фильмы не видело, поясню.

В «Кес ке се?» (2010) несколько беспардонный и нравоучительный француз…

Ксандра Колесник. Это бельгиец.

Евгений Майзель. Ok, нравоучительный бельгиец Венсан не может постичь природу бардака и равнодушия русских к собственной среде обитания и учит их говорить «нет».

kolesnik-keskese1
«Кес ке се?», режиссер Ксандра Колесник

В «Мирах…» (2010) в главной героине карикатурно добрососедствует вера в царя-мученика с любовью к Сталину, антисемитизм и должность социального работника, набожность и распущенность, нежная творческая натура и грубость. Благодаря таким гремучим и невероятным сочетаниям само это частное лицо, Валентина Васильевна, непроизвольно оказывается в роли ходячего символа нашего одичавшего современника-соотечественника.

kolesnik-miry1
«Миры Валентины Васильевны», режиссер Ксандра Колесник

Наконец, в «ДДT», не застревающем подолгу ни на одном персонаже, сам сюжет – празднование дня рождения Дениса Давыдова на его исторической родине – ставит проблему малых, нередко вымирающих российских городов с их подчас действительно невыдуманной, славной историей, но трагичным или трагикомическим настоящим с неубывающим стремлением испытывать национальную и региональную гордость; с их производством вкусного лимонада и пирожного «Картошки» в советском прошлом – и молельным домом в настоящем. К слову, празднование в провинции чего-то вроде Дня города у тебя, Саша, встречается – и с разных сторон обыгрывается – и в «Кес ке се». Что позволяет говорить о стабильном интересе к этой стороне нашей жизни.
Откуда этот интерес именно к социальному (огосударствленному, заведомо идеологизированному) и притом провинциальному пространству? Из каких-то ваших собственных мыслей о судьбах, так сказать, страны? Из круга чтения? Или, может быть, так сложилось случайно? 

kolesnik-seregin-ddt3
«Денис Давыдов Trip»

Антон Серегин. Женя, все это очень сложные вопросы. Откуда у человека интерес к тому, что он снимает? Я думаю, от большой печали. Если печаль велика, обычно получаются очень хорошие фильмы. И от любви к торжеству, конечно. Если они вместе, то это вообще хорошо.

Ксандра Колесник. Давай поделим твой вопрос по частям. Меня не интересует социально-политический контекст, меня интересует контекст вселенной. Вселенная – это энергетические вибрации. Вибрации каждого человека и составляют иррациональную силу всей земли. Мне интересен каждый человек в любой точке планеты, особенно, если он делает и говорит что-то невероятное, но очень похожее на правду. Если бы у меня была возможность, я бы ездила по миру и выискивала таких людей, как Валентина Васильевна, в каждом месте. Но поскольку я живу в России и люблю свою Родину, я выискиваю этих людей здесь.

Теперь что касается праздников в кино. Праздник для меня имеет особое магическое значение. Оказываясь на каком-либо празднике, я становлюсь невероятно внимательной, глядя на радость людей. Я слышу, как он колышется и дышит. Если на празднике оказывается герой фильма, то для меня это подарок. Праздник раскрывает особые качества в людях. Которых мы можем не наблюдать в ежедневной жизни. Это не означает только веселье. Поскольку в праздниках содержится глубокая печаль. Люди любят попечалиться и поплакать на праздниках. Мне бы не хотелось, чтобы зрители думали про мое кино, что это какая-то социально-политическая игра. Есть только игра воображения – скольжения между реальностью и фантазией. Фантазирует герой, фантазирует и режиссер. Не нужно так скорбеть о судьбах России, надо смотреть кино, всматриваться в лица людей, в их одежды, их беседы. И «Денис Давыдов Trip» – это именно такое кино, которое нужно внимательно посмотреть и получить удовольствие от путешествия.
Мне был бы интересен праздник черных людей или китайских людей, или шахтеров, или высокопоставленных лиц. Вот здорово было бы поглядеть. А также, безусловно, очень интересны похоронные процессии, обряды и застолья. На похоронах человек, особенно русский, раскрывается с невероятных сторон.

kolesnik-seregin-ddt6
«Денис Давыдов Trip»

Евгений Майзель. Дежурный вопрос, в обязательном порядке задаваемый производителям документального кино, каким бы полноценным оно ни было. Игровым кино не думаете заняться?

Ксандра Колесник. Давайте я расскажу о своих творческих планах. Сейчас меня очень интересует мой мистический сериал «Присутствие» (The Presence). Я бы хотела, чтобы это был ряд незабываемых и ужасных историй, мистических, но напрямую связанных с реальностью. Истории объединены одним персонажем. Этот не очень приятный с виду парень боится своей любви, но преодолевает свой страх и находит ее. В каждой истории люди преодолевают свой страх.

Евгений Майзель. Какие-то материалы по «Присутствию» уже есть? Можете поделиться поподробнее?

Ксандра Колесник. Поскольку это сериал, то на данный момент у него есть сценарий первой серии, пилот. Пилот называется «Хозяин бани». Это история о молодых людях, которые поехали на Новый год на дачу, чтобы попариться в новой бане. И с ними там кое-что случилось. Это мистика, но ее корень в природе человеческих отношений. Этот сериал исследует человеческий страх и способы его преодоления. Его специфика такова, что все истории происходят на нашей родной русской земле, с нашими реалиями и бытом.

Евгений Майзель. Что с финансированием?

Ксандра Колесник. Финансирования нет, но я бы очень хотела, чтобы оно возникло. Поскольку считаю, что к проекту можно привлечь молодых креативных сценаристов и режиссеров, операторов и свежий актерский состав. Фильм рассчитан на молодежную аудиторию.

Евгений Майзель. Так, это сериал. А игровой полный метр?

Ксандра Колесник. Конечно, мы хотим снимать игровое кино. Пытаемся найти на это средства. Их пока нет, но уже есть прекрасный замысел, который я пока оставляю в тайне. Хотелось бы еще смонтировать наш документальный фильм «Ярко и светло», который мы снимали два года.

Евгений Майзель. Звучит загадочно и монструозно.

Ксандра Колесник. Монструозно это будет лишь от того, что это большой фильм, и снимали мы два года. Во всех остальных смыслах – верно, очень загадочно. В этом фильме поднимается очень трудный для человеческого общества вопрос взаимодействия здоровых людей и тех, кого называют «людьми с ограниченными возможностями». Мы проникаем достаточно глубоко в мир этих людей, чтобы рассмотреть, чем, как, где и с кем они живут, как веселятся, как огорчаются, как принимают решения, как соединяют свои жизни и рожают детей. Название – это строчка из гимна социальных центров, текст написан одним из героев.

Евгений Майзель. У вас большую роль играет монтаж, хитроумное комбинирование кадра со звуком. Расскажите о технических аспектах вашей работы. Вот такие условно камерные фильмы как «Миры ВВ» И «Единственная роль…» – сколькими камерами (и какими) вы их снимали, в смысле одновременно? А «ДДТ»? Много ли приходится выбрасывать при монтаже?

Антон Серегин. «Миры…» и «Единственная роль…» сняты во время обучения в мастерской Марины Разбежкиной. Установка при обучении – все делается самостоятельно, один человек – один фильм, минимум теории, максимум сознательности, камера – продолжение глаза, просто устройство для записи (поэтому, как правило, это камеры, которые можно купить за небольшие деньги). Задача режиссера – установить контакт (важное понятие для обучающихся). Это как степень взаимной необходимости друг в друге, между автором и героем. Какой контакт установишь, такое кино и снимешь. Ты все равно что прицепляешься к человеку на орбиту, вращаешься на ней и пытаешься с нее что-то разглядеть. Орбит много. Чем ближе, тем страшнее и загадочнее. А еще видно и слышно лучше – во всех смыслах. Личное дело каждого, где остановиться, о чем рассказать, но, думаю, можно вывести такое правило: пускают – входи. В конечном счете, снимаешь свою дистанцию, говоришь о себе в том числе. Поэтому количество камер и вообще людей только мешает. То есть для ясности – все это снято каждый раз одним оператором.

kolesnik-seregin-star1
«Единственная роль суперзвезды», режиссер Антон Серегин

Евгений Майзель. Кажется, без исключений из этого правила не обошлось…

Антон Серегин. Да, в фильме «Единственная роль…» для эпизода в «Синем троллейбусе» я попросил помочь мне Асю Демидову и Ксению Елян, но это, во первых, публичное мероприятие, там легче, и во-вторых, даже с тремя операторами у меня так и не оказалось кадра, где героиня в одном пространстве со зрителями. Тем не менее, девочки мне очень помогли, получилось довольно интимно. Снимают все по-разному. Степень концентрации оператора потом видна при просмотре: о чем думал человек, чего хотел, чего испугался. Не хочется, чтобы зритель понял, что ты растерялся – это разрушает прекрасную иллюзию, что тебя нет. Поэтому такие эпизоды с большим сожалением, но удаляются. Зато закаляется характер, в следующий раз уже будешь тверже, кадр будет внятнее. Развивается способность прижиться в пространстве, словно ты на съемочной площадке. Такие возможности даются нечасто, поэтому в них надо принять важное решение и развернуться по полной. Потом такими кадрами гордишься. Это и есть основной технический аспект, как мне кажется.

kolesnik-seregin-star
«Единственная роль суперзвезды»

По поводу монтажа я лично так понял: кино состоит из лучших моментов. Не потому что они важные события содержат, а потому что в них меньше всего ты слажал: и напряжение нигде не уронил, и ритм поймал, и пульсацию такую человеческую. Люди вообще пульсируют, но довольно часто с помехами, с искажениями. Ты понимаешь это при просмотре, и может показаться, что эпизод хороший, движение есть, эмоция какая-то, но на самом деле человек просто напрягся как-то неестественно (в том числе и из-за твоего присутствия), выдал что-то такое зажатое… это не надо брать, это даже нечестно по отношению к нему и к зрителю, ведь люди перед камерой хотят быть прекрасными, я думаю. Хоть это и спорно. Конечно, потом он сам себе не понравится, но такой задачи и не стоит.

Евгений Майзель. Вы упомянули про удовольствие. Вы, несомненно, умеете и любите доставить удовольствие, и – здесь я не соглашусь с рядом уже прозвучавших оценок, включая формулировку приза, полученного вами в Омске, – это удовольствие далеко, конечно, не всегда связано со злорадством или сатирой. Скорее, эти чувства приходят на ум в последнюю очередь. Если б я был вынужден – ну, например, в качестве критика – приклеить к вам (ненавистный любому художнику) ярлычок для быстрого опознавания, то написал бы что-нибудь вроде «виталистский репортаж». Имея в виду в первую очередь пойманную в объектив «радость жизни». В этом смысле, действительно, понятно, почему у вас базовые ритуалы жизни выходят на первый план, а социальность служит лишь ее условием. И юмор в ваших работах – скорее следствие этой витальности, точнее, витальности и пластичности повествования.

Антон Серегин. Радость жизни, как ты выражаешься, нас интересует, какие бы формы она ни принимала. Хорошие моменты запоминаются, и если есть история, как в «суперзвезде», это подарок. Из около 50 часов материала (снятых в течение двух месяцев) быстро выбирается лучшее, потом ищешь другие моменты, чтобы это грамотно собрать, что-то так и остается непросмотренным, кстати. Очень важно знать, чем закончишь. Марина Александровна (Разбежкина, – прим. Е.М.) даже часто советует начинать собирать фильм с конца. Над звуком и картинкой колдуешь, исключительно подчиняясь ритму. Если хорошо снял, ритм уже есть, на монтаже говоришь себе спасибо. В моем фильме это как кран, из которого монотонно капает капля, это правдивость фильма – уже раковина почти полная, сейчас перельется, а капля все капает. В этот момент фильм надо заканчивать. В этом тоже, кстати, есть удовольствие, и очень неоднозначное, я думаю. Неоднозначность не может быть самоцелью, но это всегда хороший признак в итоге, что кино получилось. Главное же, я думаю, это вовлечение. Человек, который увлеченно смотрел фильм, если и критикует его потом, проделывает при этом большую внутреннюю работу. Посмотрел ведь – значит все, кино уже сработало, что-то изменилось. Тебе же надо не соврать. Хороший способ не соврать – стоять на месте, снимать без движения, монтировать стык-в-стык, не оригинальничать. Абсолютно без сарказма – кино получается замечательное, я лично такое очень люблю. Все ключи от твоего фильма у жизни, сиди и слушай. Но кто сказал, что нельзя по-другому. В фильме «Денис Давыдов Trip» мы берем на себя совсем другую задачу и атакуем документальное кино с другого конца. Сколько фантазии может выдержать документальный материал? Может ли эта фантазия быть подкреплена реальностью? Если настраиваешься на такой подход, эта самая реальность начинает тебе помогать. В фильме много неожиданно происходящих в кадре событий, которые сдвигают эту самую грань фантазия-реальность, работают на фантастический сюжет, и одновременно помогают нам оставаться правдивыми. Такие сдвиги помогают высвободить юмор, и по-настоящему мы нигде в общем на него не давили, ну если только немного, все происходит само собой. Практически весь хороший материал попал в фильм. Мы немного нервничали, когда снимали, событие масштабное, поэтому половина съемок просто отправилась в корзину. Немного сожалеем о песнях, которые не вошли – все на празднике прекрасно поют, хотелось, чтобы все попало в кадр. Там много смешного, конечно, но после показов люди говорили нам, что им хотелось и плакать – так все правдиво, и хрупко, и трогательно. Как авторам нам это приятно, что уж говорить. «Виталистский репортаж» – это хорошо, конечно, нам даже приходило в голову понятие «шальная этнография». Но ярлычки не торопитесь, пожалуйста, на нас клеить. Мы только начинаем, кино нам интересно разное и мысли тоже разные приходят. «ДДТ» – это озарение такое. Наш фильм «Ярко и светло» совсем другой будет. Потом будет что-то совсем другое, мне кажется. Посмотрим.

kolesnik-seregin-ddt7
«Денис Давыдов Trip»


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Кому в России нужно общественное телевидение

Колонка главного редактора

Кому в России нужно общественное телевидение

04.08.2011

Анна Качкаева. Самое время, в межсезонье, поговорить о вечных ценностях и вечной теме – кому нужно общественное телевидение? За чей счет может быть реализована эта идея? И вообще разговор об общественном телевидении – это мода накануне очередных выборов или все-таки необходимость? Об этом мы сегодня и поговорим с моим гостем, который концептуально подходит к вопросу. Социолог культуры, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей сегодня со мной в студии.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Завершился 70-й Венецианский кинофестиваль

07.09.2013

7 сентября состоялась церемония закрытия юбилейного Венецианского международного кинофестиваля 2013 года. Главный приз основной конкурсной программы фестиваля, неожиданно для многих критиков, получил документальный фильм «Священная римская кольцевая» (Sacro GRA) итальянского режиссера Джанфранко Роси. По собственному признанию, Роси снимал картину около двух лет. Гран-при, был присужден тайваньцу Цай Минляну за фильм «Бездомные псы» (Jiaoyou / Stray Dogs. Другой вариант перевода названия этой картины в русскоязычной прессе – «Бездомные собаки»).