Когда дело доходит до любви. «Колесо чудес», режиссер Вуди Аллен

  • Блоги
  • Нина Цыркун

8 февраля на экраны выходит «Колесо чудес» – новый фильм Вуди Аллена, мировая премьера которого состоялась в декабре прошлого года. О калейдоскопической истории любви, предательства и коварства, разыгранной в живописных декорациях Кони-Айленда, рассказывает Нина Цыркун.


Название фильма Вуди Аллена «Колесо чудес» недвусмысленно раскрывает его смысл: в ожидании чудесных превращений герои картины, крутясь на этом аттракционе, взлетая вверх и неизбежно спускаясь вниз, наблюдая открывающиеся волшебные виды, обречены вернуться к исходной точке. Непритязательный, напоминающий голливудские мелодрамы 50-х годов и выстроенный в системе общих мест, фильм приобретает метафизический подтекст, подсказываемый повторяющимся упоминанием «Гамлета», который, как и алленовское «Колесо…», тоже ведь прежде всего семейная драма с запутанными драматическими взаимоотношениями персонажей.

Как обычно, Аллен пронизывает свое очередное творение автобиографическими мотивами и аллюзиями на другие свои ленты. В этот раз то и другое слилось в фигуре рассказчика – начинающего поэта и драматурга Микки (Джастин Тимберлейк). Микки работает спасателем на пляже в парке развлечений на полуострове Кони-Айленд, что сразу отсылает к Элви Сингеру – герою фильма «Энни Холл», чей дом располагался под знаменитым аттракционом «Циклон». Яркий, живописный, сверкающий разноцветными огнями мир Кони-Айленда выстраивает конструкцию соблазна, завороженности близостью и доступностью фальшивой роскоши, кружащей голову не хуже колеса, по-русски неслучайно называемого «чертовым». Погруженные в эту магическую атмосферу, герои фильма подчиняются логике обольщающего искушения, как актеры, послушные воле невидимого режиссера. Действие, представляемое от лица рассказчика-драматурга Микки, намеренно театрализуется, а характеры схематизируются: неудавшаяся актриса, простецкий работяга, инженю в опасности, бунтующий подросток-пироман.

«Колесо чудес», русский трейлер

Место их обитания – квартира, судя по всему, переоборудованная из бывшего служебного помещения, – с огромными окнами, освещаемая ярким меняющимся светом (созвучным перепадам настроения героев), и озвучиваемая громкими шумами и обрывками шлягерных мелодий (что придает действию налет искусственности). К этому надо добавить, что в 50-е годы, когда разворачивается действие фильма и когда здесь бывал молодой Вуди Аллен, в антураже парка, история которого начиналась еще на рубеже XIX-XX веков, уже чувствовались следы упадка и обветшалости, таким образом, более сильной визуальной метафоры для передачи обманутых надежд и боли разбитых сердец трудно придумать.

Микки этого крушения испытать пока еще не довелось, но похоже, что его амбиции «когда-нибудь создать шедевр» и стать вторым Юджином О’Нилом не оправдаются. Может быть, потому что сценарий его собственной жизни строится по стереотипам чужих великих биографий? Это в первую очередь касается его романа с женщиной гораздо старше, с Джинни, которой как раз более, чем кому-либо другому из окружения придется хлебнуть горького разочарования.

Wonder Wheel 01«Колесо чудес»

Вуди Аллен не устает познавать и открывать для нас тайны женской души, привлекая в союзницы самых замечательных актрис. Кейт Уинслет играет Джинни, поддавшуюся соблазну новой любви. Ее героине приходится признать, что «когда дело доходит до любви, мы оказываемся худшими врагами сами себе». Но и безвинной жертвой ее назвать трудно. Когда-то она изменила своему первому мужу, став причиной разрушения собственной судьбы и болезненного невротизма сына Ричи (Джек Гор). Появившаяся в ее жизни Каролина (Джуно Темпл) – дочь нынешнего мужа Хампти от первого брака – это голос судьбы, который по законам античной трагедии должен прозвучать как труба возмездия за совершенный грех. Неважно, что в новой жизни Джинни пытается во что бы то ни стало сохранить семью, послушно следуя за мужем на бейсбольный матч или рыбалку, которые ненавидит, и расплачиваясь за это мигренями. Амбициозная, но терпящая фиаско Джинни придумала себе оправдание: «Это не я, я просто играю роль официантки в ”Дарах моря”». Но мигреней мало, и вот Каролина приносит с собой настоящую расплату.

Wonder Wheel 02«Колесо чудес»

Оператор Витторио Стораро передает все жанровые особенности нарратива, снимая разные эпизоды то в насыщенных цветах Technicolor, то в приглушенных тонах реалистической драмы повседневной скуки, используя индивидуальную голубоватую гамму для Каролины или всполохи красного для Джинни. Цвет придает невербальное выражение оценке персонажей: понятно, что автор на стороне «голубой героини» и осторожен по отношению к той, на которую брошен отблеск яростного красного.

Beat Film Festival–2017. Причуды

№5/6, май-июнь

Beat Film Festival–2017. Причуды

Кристина Матвиенко

Российские фильмы утоплены в большой и нетривиальной программе Beat Film Festival – фестиваля документального кино о «новой культуре». При всей разнородности вошедших в Национальный конкурс работ он прежде всего зафиксировал внимание на отечественной фактуре. Все картины, кроме «Тетраграмматона» Клима Козинского, посвящены исключительно локальным героям и темам. Отборщики смело, без предрассудков соединили тут ленты «реалистические» и волюнтаристские. Или визионерские. Чистоту форматов здесь блюсти не принято. Такая открытость, незашоренность совпадает с сутью «новой культуры», которой и посвящен фестиваль.

Колонка главного редактора

Уметь читать азбуку Морзе российской культуры. О новой идеологической доктрине Владимира Путина

08.02.2013

Начав с методологического вступления по теме президентского Послания 2012 года, социолог и искусствовед Даниил Дондурей поспорил с редакторами Gefter.ru о риторике Владимира Путина. Разговор — о будущем, спор — о концептах, заметки — о новациях президента в его последних речах.

Новости

«Зеркало-2014» завершилось победой украинского «Племени»

16.06.2014

15 июня в городе Иваново в Ивановском музыкальном театре прошла торжественная церемония закрытия VIII международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского «Зеркало». Гран-при главного конкурса был присужден картине «Племя» украинского режиссера Мирослава Слабошпицкого.