Когда дело доходит до любви. «Колесо чудес», режиссер Вуди Аллен

  • Блоги
  • Нина Цыркун

8 февраля на экраны выходит «Колесо чудес» – новый фильм Вуди Аллена, мировая премьера которого состоялась в декабре прошлого года. О калейдоскопической истории любви, предательства и коварства, разыгранной в живописных декорациях Кони-Айленда, рассказывает Нина Цыркун.


Название фильма Вуди Аллена «Колесо чудес» недвусмысленно раскрывает его смысл: в ожидании чудесных превращений герои картины, крутясь на этом аттракционе, взлетая вверх и неизбежно спускаясь вниз, наблюдая открывающиеся волшебные виды, обречены вернуться к исходной точке. Непритязательный, напоминающий голливудские мелодрамы 50-х годов и выстроенный в системе общих мест, фильм приобретает метафизический подтекст, подсказываемый повторяющимся упоминанием «Гамлета», который, как и алленовское «Колесо…», тоже ведь прежде всего семейная драма с запутанными драматическими взаимоотношениями персонажей.

Как обычно, Аллен пронизывает свое очередное творение автобиографическими мотивами и аллюзиями на другие свои ленты. В этот раз то и другое слилось в фигуре рассказчика – начинающего поэта и драматурга Микки (Джастин Тимберлейк). Микки работает спасателем на пляже в парке развлечений на полуострове Кони-Айленд, что сразу отсылает к Элви Сингеру – герою фильма «Энни Холл», чей дом располагался под знаменитым аттракционом «Циклон». Яркий, живописный, сверкающий разноцветными огнями мир Кони-Айленда выстраивает конструкцию соблазна, завороженности близостью и доступностью фальшивой роскоши, кружащей голову не хуже колеса, по-русски неслучайно называемого «чертовым». Погруженные в эту магическую атмосферу, герои фильма подчиняются логике обольщающего искушения, как актеры, послушные воле невидимого режиссера. Действие, представляемое от лица рассказчика-драматурга Микки, намеренно театрализуется, а характеры схематизируются: неудавшаяся актриса, простецкий работяга, инженю в опасности, бунтующий подросток-пироман.

«Колесо чудес», русский трейлер

Место их обитания – квартира, судя по всему, переоборудованная из бывшего служебного помещения, – с огромными окнами, освещаемая ярким меняющимся светом (созвучным перепадам настроения героев), и озвучиваемая громкими шумами и обрывками шлягерных мелодий (что придает действию налет искусственности). К этому надо добавить, что в 50-е годы, когда разворачивается действие фильма и когда здесь бывал молодой Вуди Аллен, в антураже парка, история которого начиналась еще на рубеже XIX-XX веков, уже чувствовались следы упадка и обветшалости, таким образом, более сильной визуальной метафоры для передачи обманутых надежд и боли разбитых сердец трудно придумать.

Микки этого крушения испытать пока еще не довелось, но похоже, что его амбиции «когда-нибудь создать шедевр» и стать вторым Юджином О’Нилом не оправдаются. Может быть, потому что сценарий его собственной жизни строится по стереотипам чужих великих биографий? Это в первую очередь касается его романа с женщиной гораздо старше, с Джинни, которой как раз более, чем кому-либо другому из окружения придется хлебнуть горького разочарования.

Wonder Wheel 01«Колесо чудес»

Вуди Аллен не устает познавать и открывать для нас тайны женской души, привлекая в союзницы самых замечательных актрис. Кейт Уинслет играет Джинни, поддавшуюся соблазну новой любви. Ее героине приходится признать, что «когда дело доходит до любви, мы оказываемся худшими врагами сами себе». Но и безвинной жертвой ее назвать трудно. Когда-то она изменила своему первому мужу, став причиной разрушения собственной судьбы и болезненного невротизма сына Ричи (Джек Гор). Появившаяся в ее жизни Каролина (Джуно Темпл) – дочь нынешнего мужа Хампти от первого брака – это голос судьбы, который по законам античной трагедии должен прозвучать как труба возмездия за совершенный грех. Неважно, что в новой жизни Джинни пытается во что бы то ни стало сохранить семью, послушно следуя за мужем на бейсбольный матч или рыбалку, которые ненавидит, и расплачиваясь за это мигренями. Амбициозная, но терпящая фиаско Джинни придумала себе оправдание: «Это не я, я просто играю роль официантки в ”Дарах моря”». Но мигреней мало, и вот Каролина приносит с собой настоящую расплату.

Wonder Wheel 02«Колесо чудес»

Оператор Витторио Стораро передает все жанровые особенности нарратива, снимая разные эпизоды то в насыщенных цветах Technicolor, то в приглушенных тонах реалистической драмы повседневной скуки, используя индивидуальную голубоватую гамму для Каролины или всполохи красного для Джинни. Цвет придает невербальное выражение оценке персонажей: понятно, что автор на стороне «голубой героини» и осторожен по отношению к той, на которую брошен отблеск яростного красного.

Колониальная сказка. «Жги», режиссер Кирилл Плетнев

№5/6, май-июнь

Колониальная сказка. «Жги», режиссер Кирилл Плетнев

Наталья Сиривля

Определение «Колониальная сказка» принадлежит Инге Оболдиной. Фильм «Жги» Кирилла Плетнева воспринимается поначалу как переросший свою значимость «мувик». Так бывает: снимается какой-нибудь незатейливый двухсерийный телевизионный продукт и в процессе создатели вдруг решают, что у них выходит нечто достойное театрального проката и даже участия в фестивалях. Что тут скажешь?

Колонка главного редактора

Уметь читать азбуку Морзе российской культуры. О новой идеологической доктрине Владимира Путина

08.02.2013

Начав с методологического вступления по теме президентского Послания 2012 года, социолог и искусствовед Даниил Дондурей поспорил с редакторами Gefter.ru о риторике Владимира Путина. Разговор — о будущем, спор — о концептах, заметки — о новациях президента в его последних речах.

Памяти Алексея Германа

Новости

Памяти Алексея Германа

22.02.2013

21 февраля 2013 года в Санкт-Петербурге после тяжелой болезни на 75-м году жизни скончался режиссер, сценарист, драматург, актер Алексей Юрьевич Герман. Все, кто делает журнал «Искусство кино», пишет для него, и, уверены, читает его, восприняли эту смерть как тяжелую личную утрату. Вероятно, это прозвучит пафосно, но уход великого мастера и бескомпромиссного гражданина означает подлинную трагедию для всей отечественной культуры, искусства и общественной жизни.