Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Бремя собирать мандарины - Искусство кино

Бремя собирать мандарины

  • Блоги
  • Ульви Мехти

Среди иностранных картин, номинированных на «Оскар» за лучший неанглоязычный фильм, – публицистический кино-памфлет «Мандарины» режиссера Зазы Урушадзе о российско-грузинской войне в Абхазии. Редакция сочла возможным предоставить слово эксперту по кинематографиям республик Южного Кавказа Ульви Мехти, не во всем разделяя его мнение, как и мнение создателей картины о затронутом в фильме военном конфликте.

 

Все люди — один народ и у них один язык;
вот они и затеяли такое;
теперь не будет для них ничего невозможного...
(Быт. 11:6)

Грузия на сегодняшний день – это, похоже, единственный уголок Кавказа, где по-настоящему царит межконфессиональный и межнациональный мир. Магическое пространство этой маленькой, но гордой страны с ее философским укладом жизни притягивает даже, казалось бы, совсем далекие нордические народы (например, эстонцев), перемещенных сюда в разные эпохи и нашедших свое место под солнцем этих гор. 

Грузинское кино увенчано не одним триумфом. Постсоветские годы стали периодом трудных испытаний – и в «лихие 90-е», и в период гражданских войн национальное кино проходило испытание на выживаемость. Несмотря на царившее в те годы беззаконие, новые поколения грузинских мастеров и художников демонстрировали свободу действия на экране, уверенно сочетая художественную условность и жесткий гротеск.

В моем восприятии новейшее грузинское кино начинается с «Покаяния» Тенгиза Абуладзе – величественного финала советского кинематографа. Под знаменем этого фильма откроется первая страница новейшей истории грузинского кино 90-х: «Солнце усопших» Темури Баблуани, «Кладбище грез» Георги Хайндрава и затем нулевых: «Тбилиси-Тбилиси» Левана Закарейшвили, «Прогулка в Карабах» Левана Тутберидзе… Все эти режиссеры использовали библейские темы как самый проверенный камертон для соизмерения хаотично меняющегося времени и окружающего пространства.

В начале 80-х состоялось открытие грузинской киношколы для дипломирования национальных кадров. Одним из первых выпускников грузинской киношколы стал Заза Урушадзе, чей фильм «Мандарины» (копродукция Грузии и Эстонии) был номинирован на «Золотой Глобус», на «БАФТА» и вот теперь на «Оскар». Номинации поддержаны аншлагами, сопроводившими показы картины в Тбилиси, Таллине, Варшаве, в других городах Европы и в нескольких штатах США, где «Мандарины» были показаны в рамках фестивальных спецпоказов. Огромная заслуга в успехе фильма принадлежит и эстонскому продюсеру Иво Фельту, сумевшему просчитать за 2 года с бюджетом в 650 тыс. €, когда по скромным голливудским меркам – это стоимость одного съемочного дня. Хочется надеяться, что такой беспрецедентный успех послужит толчком к возрождению и широкому международному признанию грузинского кино.

Mandariini-2«Мандарины»

Фильм Урушадзе повествует о грехе в библейском понимании, о моральной силе всепрощения и о ценности человеческого бытия. Главный герой – одинокий дед по имени Иво (Лембит Ульфсак), строгающий древесину в своей столярной мастерской для ящиков под мандарины. Плотницкая профессия наводит на ассоциации с самим Иисусом Христом. В небольшой эстонской деревне (на территории Абхазской автономной республики в составе Грузии) дед остался с двумя соседями: хозяином мандариновой рощи и доктором-ветеринаром. Остальные покинули деревню по указу первого президента постсоветской Эстонии – Леннарада Мери, издавшего в 1992 году закон «О репатриации всех эстонцев мира».

Сад из созревших мандаринов ассоциируется с Гефсиманским, тоже цитрусовым садом, сожженным легионерами Римской империи. В фильме Зазы Урушадзе мандариновый сад поджигают российские офицеры, до того нанявшие чеченца Ахмеда (Георгий Накашидзе), чтоб он защищал «независимую Абхазию». Это второй важный персонаж картины. В результате перестрелки между двумя сторонами конфликта в дом главного героя приходит война. Дед-эстонец выхаживает раненных воинов, как родных детей, и лечит их заблудшие души, напоминая им о неписаных правилах Кавказа.

Еще один герой фильма, грузин Нико (Миши Месхи) – все тот же образ, какой зрители помнят по Прогулке в Карабах». Потерянный романтик 90-х, незадолго до гибели он сознается хозяину дома, что всего лишь безработный актер театра и кино, оказавшийся на поле боевых действий из патриотических соображений.

Фильм, несомненно, стал плодом дружбы между двумя народами, грузинским и эстонским, объединенными против империалистических настроений большого соседа, и этот политический подтекст заставляет рассматривать картину как публицистическое высказывание. В то же время рассмотрение военного конфликта на более глубоком уровне, как и сокращение диалогов, пожалуй, пошли бы на пользу художественному потенциалу картины.

Отдельный парадокс можно усмотреть и в том, что фильм снят на «языке агрессора», то есть на русском языке – общем для грузинского и эстонского народов и прочно связующем их культуры.

 Mandariini-3«Мандарины»

Для меня как зрителя постсоветской эпохи было радостно видеть, как эстоно-грузинский фильм охватил единое культурное пространство всего русскоязычного ареала, совершив кругосветное путешествие по фестивалям. И я безгранично рад, что эту успешную миссию выпало нести моим друзьям – продюсеру Иво Фельту, автору-режиссеру 3азе Урушадзе и актеру Мише Месхи.

Просмотрев фильм еще в сентябре прошлого года, я на своей странице в ФБ предсказал, что фильму будет по силам дойти до финальной номинации на одну из ведущих кинопремий мира. Последующие события превзошли все мои ожидания – фильм стал претендентом на все три премии. Теперь, когда остались считанные дни до оскаровской церемонии, я мечтаю увидеть подлинное чудо наяву.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Уметь читать азбуку Морзе российской культуры. О новой идеологической доктрине Владимира Путина

08.02.2013

Начав с методологического вступления по теме президентского Послания 2012 года, социолог и искусствовед Даниил Дондурей поспорил с редакторами Gefter.ru о риторике Владимира Путина. Разговор — о будущем, спор — о концептах, заметки — о новациях президента в его последних речах.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

XXIII «Окно в Европу» осталось без лучшего фильма

14.08.2015

В Выборге завершился XXIII фестиваль российского кино «Окно в Европу». На церемонии закрытия было вручено порядка трех десятков призов и дипломов в нескольких номинациях, включая четыре конкурсных программы. При этом, ни жюри главного конкурса «Осенние премьеры» под председательством Светланы Проскуриной, ни Гильдия кинокритиков, также оценивающая эту секцию, не смогли выбрать из предложенных картин лучшую и ограничились в первом случае Призом исполнительнице главной роли в одной из картин Ирине Купченко, а во втором - поощрительным дипломом режиссеру-дебютанту Дарье Полторацкой.