Альберт Бирни: «В сердце игрового кино лежит анимация»

  • Блоги
  • "Искусство кино"

В этом году фестиваль американского кино Amfest, который проходит более чем в двадцати российских городах, посетили режиссеры Альберт Бирни и Кентакер Одли, представившие свой фильм “Сильвио” – драмеди об антропоморфной горилле, которая пытается найти свое место в мире людей. Идея картины родилась из интернет- проекта «Просто Сильвио» в социальной сети Vine, а деньги на свой первый фильм Бирни и Одли собирали с помощью краудфандинга.

 

ТАМАРА ХОДОВА. Расскажите, как вам в принципе пришла в голову создать такого необычного персонажа, как Сильвио?

АЛЬБЕРТ БИРНИ. Идея персонажа пришла мне в голову, когда я нашел у своего брата костюм гориллы. В то время я находился в туре со своей музыкальной группой The Spinto Band, для которой, к тому же, снимал видеоклипы. Ребята сказали, чтобы я принес какой-нибудь необычный костюм, который мы как-то смогли бы использовать в шоу. У меня было достаточно свободного времени во время нашего путешествия по Америке, костюм гориллы и камера под рукой. Так я начал снимать первые ролики и выкладывать их в Vine. Я писал к этим роликам небольшие сценарии, но не могу сказать, что сразу задумывал их как большой арт-проект. Характер Сильвио – очень чувствительной и артистичной гориллы – формировался самостоятельно. Я просто снимал очередное видео и выкладывал его в сеть. И сам немало удивился, когда в какой-то момент они начали набирать популярность.

ТАМАРА ХОДОВА. И все же в Сильвио есть часть тебя.

АЛЬБЕРТ БИРНИ. Да, конечно, отчасти я позаимствовал какие-то черты у себя. Когда я начал играть Сильвио, проще всего было держаться так, как я обычно себя веду. В каком-то смысле Сильвио стал гипертрофированной версией меня самого. Он так же любил смотреть и снимать фильмы, придумывать что-то со своими друзьями, играть музыку.

Sylvio 01«Сильвио»

ТАМАРА ХОДОВА. В фильме вы говорите, в частности, об отношении между искусством и деньгами. А также о том, как сложно иногда продвигать какую-то идею, когда вам еще нужно платить по счетам и зарабатывать на жизнь. Как вы думаете, может ли искусство существовать совсем без финансовой поддержки? И можно ли оценивать искусство без оглядки на то, сколько денег было на него потрачено и за сколько его можно продать?

КЕНТАКЕР ОДЛИ. Это действительно хороший, но сложный вопрос. Мне кажется, для нас с Альбертом основа всего – это возможность выразить себя, попытка передать свои идеи и чувства миру. В этом и есть, на мой взгляд, смысл искусства. Конечно, для того, чтобы соединить все эти вещи, нужны деньги, поэтому меня всегда привлекало то, что я могу сделать сам – стихи, картины, домашние видео в стиле “сделай сам”. Для этого не нужно много денег, большая команда или известные актеры. Ты просто выражаешь себя, и ты можешь сделать это сам. Но как только дело касается денег, все приобретает другой смысл. Честно говоря, меня очень пугают эти изменения, поэтому я даже не пытался приобрести подобный опыт. Мне всегда хотелось оставаться в своем маленьком мыльном пузыре, в котором я полностью сосредоточен на занятиях искусством, а не на мыслях о том, как заработать деньги.

АЛЬБЕРТ БИРНИ. Да, когда ты в своем пузыре, тебе гораздо проще все контролировать. Но как только он лопается, вокруг появляются инвесторы. Они вложили в тебя круглую сумму и теперь ждут, когда же она к ним вернется. Это уже совсем другая игра. Я думаю, мы оба боимся попасть в этот большой мир классных успешных парней. У нас нет клевых тачек или чего-то в том же духе, нам порой действительно трудно найти деньги на фильм, но зато нам очень комфортно жить именно так.

ТАМАРА ХОДОВА. То есть личная свобода вам дороже? А если вам предложат режиссерское кресло интересного проекта в крупной студии?

КЕНТАКЕР ОДЛИ. Мне на самом деле не особо нравятся блокбастеры, я не знаю и не чувствую, как они устроены. И не думаю, что когда-нибудь этому научусь. Так что не считаю, что нам поступит такое предложение даже гипотетически. Для съемок блокбастеров нужна определенная хватка, нужно хотеть этого. Вряд ли кто-то преподнесет тебе такое предложение на блюдечке, если ты никогда такого не делал. Мне нравится идея создания совершенно разножанровых фильмов, которые бы понравились большей аудитории. Но студийные картины для меня просто непривлекательны.

АЛЬБЕРТ БИРНИ. Да, я думаю, если бы студия предложила нам большой проект, она бы потом очень пожалела о своем решении.

КЕНТАКЕР ОДЛИ. О, да, мы бы ужасно их разочаровали…

ТАМАРА ХОДОВА. А что вы думаете о таких набирающих популярность платформах, как Netflix? Считаете ли вы, что интернет поможет сохранить молодым режиссерам свою независимость в будущем?

АЛЬБЕРТ БИРНИ. Мне кажется, нет ничего лучше, чем смотреть фильм на большом экране в темноте вместе с другими людьми. Это совершенно особый опыт. Мне кажется, просмотр фильмов дома с Netflix лишает тебя этого опыта, этой неповторимой атмсоферы. Совсем неплохо, если фильмы будут идти в кинотеатрах, а потом жить на экранах компьютеров и телевизоров. Но если говорить о том, где лучше смотреть кино, я все-таки отвечая: в кинотеатре. И надеюсь, что несмотря на серьезные изменения в киноиндустрии, мир и прежде будет помнить о том волшебном чувстве, которое ты испытываешь, когда смотришь кино в полной темноте среди незнакомцев.

КЕНТАКЕР ОДЛИ. Тем более, что у тебя сейчас все меньше и меньше возможностей посмотреть фильм в  месте, которое было бы изолировано от остального мира. Кинотеатры сегодня – одно из немногих мест, где можно скрыться от интернета и прочих последствий современного бешеного течения жизни.

АЛЬБЕРТ БИРНИ. Да, я недавно пошел посмотреть в кино “Дни жатвы”, который видел много раз, но этот раз мне хотелось пересмотреть его на большом экране. После сеанса я встретил подругу, которую не видел уже много месяцев. Кино – это способ вырваться из зоны комфорта наших квартир, отлепиться от экранов смартфонов, в которых мы проводим все больше времени, полностью изолируя себя от окружающего мира. Так что по мне большие экраны лучше, чем маленькие.

ТАМАРА ХОДОВА. Значит, вы не разделяете идеи о том, что пора отменять кинофестивали, чтобы не тратить время на стояние в очередях, а вместо этого всем кинокритикам спокойно смотреть фильмы дома с компьютера по специальным ссылкам в интернете.

КЕНТАКЕР ОДЛИ. Да, это просто ужасная идея.

АЛЬБЕРТ БИРНИ. Даже в очереди можно встретить много интересных людей! И если бы не было кинофестивалей, “Сильвио” просто не был бы снят. Мы с Кентакером познакомились именно на фестивале.

ТАМАРА ХОДОВА. Вы в первый раз побывали в России. Могли бы вы представить такого героя, как Сильвио, живущего в нашей стране?

АЛЬБЕРТ БИРНИ. Думаю, он бы вполне вписался в вашу жизнь. Я бы даже хотел, чтобы он приехал сюда с нами, и мы могли бы пофотографироваться и повеселиться, например, возле Собора Василия Блаженного. И я думаю, холодный климат мог бы быть для него полезен. Все, кого мы встречали в России, были с нами очень дружелюбны, им понравился фильм. Поэтому думаю, что Сильвио чуствовал бы себя здесь, как дома. Хотя надеюсь, что он сможет приехать куда угодно и повсюду найти там друзей, – такая уж у Сильвио добрая душа.

ТАМАРА ХОДОВА. Я заметила, что в кадре у вас много игрушек и марионеток. Моментами ваш фильм даже напоминает творчество Мишеля Гондри. Какие у вас отношения с анимацией?

АЛЬБЕРТ БИРНИ. На самом деле анимация – это то, почему я вообще влюбился в процесс создания кино. Мне всегда нравились мультики: «Пиноккио», «Белоснежка», «Дамбо». Когда я рос, я открывал для себя новых аниматоров – чешских, польских, русских. Мне нравится, что ты можешь будто потрогать каждый кадр, полностью контролировать то, что хочешь снять. На съемках “Сильвио” мы все делали своими руками. Я думаю, что мы подошли к съемкам, как к созданию игрового кино, в сердце которого лежит анимация.

Sylvio 02«Сильвио»

КЕНТАКЕР ОДЛИ. В нашей паре аниматор скорее Альберт, у него есть все задатки и умения для этого. Я в анимации не так силен. Я думаю, наша сила в многоплановости. Я больше думаю о самой истории, которую мы хотим рассказать, о диалогах и характерах героев. Я хочу сделать вещи более реалистичными и приземленными. Когда мы соединяем наши умения, получается “Сильвио”. Надеюсь, что вместе у нас получилось создать нечто большее, чем если бы мы делали этот фильм по одиночке.

ТАМАРА ХОДОВА. Для того, чтобы снять “Сильвио”, вы собирали деньги с помощью краудфандинга. Насколько сложно это было и сделали бы вы это снова для своего следующего проекта?

АЛЬБЕРТ БИРНИ. Да, мы собирали деньги через Kickstarter, и с одной стороны, это такая волшебная вещь, когда твои друзья и люди из интернета начинают скидываться на твой проект, но с другой – ты должен очень много работать для этого. Нам приходилось каждый день дергать людей, посылать раздражающие письма, напоминать о себе. Если посмотреть в целом, мы не так уж много просили, но тогда нам казалось, что это внушительная сумма. Я думаю, что в будущем мы опять можем столкнуться с похожей ситуацией. Ведь, как мы уже говорили, мы стараемся делать наши фильмы именно так, как мы хотим. А в этом случае, боюсь, без обращения за помощью не обойтись. Но я предпочитаю не думать об этом раньше времени.

КЕНТАКЕР ОДЛИ. Согласен. Если ты можешь разделить сумму, необходимую на работу над новым проектом, между большим количеством зрителей, которые к тому же еще и на твоей стороне, – это гораздо лучше, чем брать деньги у двух-трех людей, которые называют себя продюсерами и у которых может быть совершенно другое видение того, как должен выглядеть фильм. Так что на этой стадии нашей карьеры краудфандинг – это единственная опция.

 

Беседовала Тамара Ходова

По вертикали и горизонтали. «Близкие», режиссер Ксения Зуева

№5/6, май-июнь

По вертикали и горизонтали. «Близкие», режиссер Ксения Зуева

Нина Цыркун

Полнометражный дебют Ксении Зуевой «Близкие» критики сразу же поставили в ряд с «Нелюбовью» Андрея Звягинцева – далеко ходить не потребовалось, оба фильма встретились на «Кинотавре». Там и здесь рассказ о распадающейся семье, об оборванных связях между родными людьми; акцентирующий импульс исчезновения бабушки в «Близких» рифмуется с бегством ребенка в «Нелюбви».

Неотвратимость перезагрузки

Колонка главного редактора

Неотвратимость перезагрузки

22.09.2011

Одна из многих необъяснимых, но и чудесных особенностей нашей вечно неопределенной, «живой» российской Системы жизни — уклонение от достоверных знаний о самой себе. А значит, и от понимания причин происходящего — того, как один элемент целого не всегда напрямую, но косвенно, опосредованно связан с другим. Это неведение, видимо, всем удобно, оно позволяет многое делать, как говорят, «по понятиям» — закулисно, там, где на самом деле люди доверяют друг другу, и непременно в обход общих интересов.

Новости

На «Кинотавре» наградили конкурсантов короткого метра

05.06.2014

В Сочи, где сейчас проходит 25-й Открытый Российский кинофестиваль «Кинотавр», закончились показы конкурсной программы короткометражных фильмов. 5 июня на пляже гостиницы «Жемчужина» состоялось объявление решений жюри и присуждение наград.