Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Мейнстрим: культурные акценты. Берлин-2016 - Искусство кино

Мейнстрим: культурные акценты. Берлин-2016

Еще в начале 90-х, начиная осваивать Берлинале, я изучала все, что было доступно, и однажды прочитала у солидного немецкого киноведа: «Берлинале – оптовый фестиваль. Найдется все». До конца 90-х все конкурсы и все службы, включая кинорынок, умещались в Цоо-Паласте на Кудамм. Только Форум жил отдельно – в кинотеатре «Дельфи». В последние пятнадцать лет фестиваль освоил новую территорию, разросся за счет новых конкурсных программ и новых кинозалов, за счет молодежного филиала Berlinale Talent Campus, да и кинорынок переехал в респектабельный особняк.

berlinale logoНынешний Берлинале стал гигантом, здесь крутится несколько сотен фильмов, но по сути ничего не изменилось.

Ментальность киноорганизма, известного в киномире под брендом Берлинале, осталась прежней. Фестиваль любит открывать новые имена, а то и кинематографические материки, как это было, скажем, с обласканным в мире «шестым поколением» китайского кино или датской «Догмой». При этом здесь никогда не брезговали мейнстримом и охотно включали его в официальную конкурсную программу. Возможно, такой выбор диктуется ставкой на зрителя: в Берлине все заточено на него. Будучи высокобюджетным предприятием, фестиваль научился неплохо зарабатывать и приносить доход городу. Коммерческий интерес не скрывается, однако не только им объясняется хорошее отношение к мейнстриму. Таких снобов, как мы, не сыскать, а наши европейские и американские коллеги подобным синдромом не страдают. Из-за нашей высоколобости, а точнее, из-за подсознательного страха показаться персоной «дурного вкуса» мы пропускаем сквозь пальцы и не ценим картины, обнажающие нерв общества, его социальный заказ, а то и ломку культурных стереотипов – процесс болезненный и драматичный. Я сама не без греха и потому всякий раз удивляюсь, просматривая на Берлинале рейтинг аккредитованной прессы в фестивальном Screen: совсем не фестивальные, на мой вкус, картины стабильно получают высокие баллы. Не за выдающиеся художественные достоинства, а за открытие новых сюжетов в культурном поле, что, случается, не менее значимо, чем эстетические откровения.

В официальном конкурсе (восемнадцать фильмов) соревновались вполне мейнстримные фильмы без претензий на арт. К примеру, тунисская лента дебютанта в полном метре Мохамеда Бен Аттиа «Хеди». Love story из арабского мира, повергнутого в глубокий кризис, политический и экономический, – просто находка для фестиваля, который не прочь показать, что и в этом депрессивном регионе жизнь продолжается, а любовь ломает вековые устои. Фишка истории в том, что младший сын, лузер, по мнению доминирующей матери и удачливого брата, занявшись продажами «Пежо» и уехав из дома, возвращается бунтарем. Он восстает против традиционного уклада семьи и хочет расторгнуть помолвку. Ясное дело – вдали от дома ощутив себя свободным человеком, он влюбился в девушку, современную, деловую и успешную. Любовь оказалась взаимной. Хеди готов бросить все и уехать с любимой за рубеж.

0 stishova berlin 4«Хеди», режиссер Мохамед Бен Аттиа

История, как видим, незамысловатая. Актер в главной роли показался мне совсем не обаятельным. Но жюристам виднее: именно он, дебютант Маджд Мастура, увез в Тунис «Серебряного медведя» за главную мужскую роль. В этом решении жюри просматривается логика политического свойства. К тому же универсальная тема семьи, семейных традиций и их разлома всегда актуальна, на мусульманском материале тем более. Как не вспомнить «Развод Надера и Симин» (2011), иранскую мелодраму, собравшую всех главных «Медведей», ставшую международным хитом и увенчанную «Оскаром» за лучший иноязычный фильм. В «Хеди» нет того драйва. Режиссер–дебютант еще не владеет искусством авторского голосоведения, без чего фильм теряет индивидуальность.

Авторство мелодрамы «То, что будет» Мии Хансен-Лёв, получившей серебро за лучшую режиссерскую работу, принадлежит, на мой взгляд, Изабель Юппер, исполнительнице главной роли. Именно Юппер – стиле- и смыслообразующая фигура фильма. Если бы великая актриса не согласилась сняться, то и картины этой не было бы. Героиня, доктор философии, школьный преподаватель, мать двоих детей, преданная дочь синильной матери и жена своего мужа, в исполнении Юппер – узнаваемый, точный в деталях портрет современной интеллектуалки, смиренно несущей на хрупких плечах еще и вековое женское бремя. Однажды муж, совсем не лидер в этом доме, проборматывает невнятно: мол, полюбил другую. И уходит. И что же? Наша героиня приняла и этот вызов судьбы и стала жить дальше, не сбавляя темпа и с радостью приняв еще и титул бабушки.

0 stishova berlin 5«То, что будет», режиссер Миа Хансен-Лёв

Разумеется, гендерный дискурс фильма прибавляет ему баллы в политкорректном сообществе, где традиционные роли женщины и мужчины давно пересмотрены. В фильме «То, что будет» муж героини выглядит слабаком, который и не думал бороться с женой за первенство в семье, но тихо страдал. Пока не встретил женщину, повысившую его самооценку. Расстановка сил в картине Мии Хансен-Лёв настолько типологична, что у режиссера нет резона уходить в глубины психологической драмы. Изабель Юппер отыгрывает все фактом своего пребывания в кадре.

В конкурсе были фильмы, любопытные уже тем, что на нашей почве подобные одуванчики не растут. Наша режиссура такой тематикой не озабочена, а публика и вовсе не захочет смотреть «про это». Обсуждать на кухне, с подругами – милое дело. Но выносить в публичную сферу такой интим – тут российская культурная матрица, испещренная множеством табу, сопротивляется.

Что делать, какое решение принять, если вам предстоит родить ребенка с синдромом Дауна, – сюжет не просто провокативный, он, между прочим, актуальнейший по нынешним временам. Такое случилось с героиней фильма «24 недели», эстрадной актрисой разговорного жанра (в этой роли снялась Юлия Йенч). Вместе с бойфрендом они решают: рожать. Но это еще не все! Следующее УЗИ показало: этому ребенку, едва он родится, предстоит операция на сердце! И тут героиня ломается. И идет на искусственные роды. Этот эпизод, снятый в режиме реального времени, на мой вкус, перебор, физиология. Видимо, режиссер Анне Зора Беррашед решила дожать зрителя. Она же радикалка, судя по прежним ее картинам, тоже завязанным на острых моральных ситуациях.

0 stishova berlin 2«24 недели», режиссер Анне Зора Беррашед

В финале героиня дает интервью на радио и честно говорит, что не знает, правильно поступила или нет. Словом, интерактивный ход, подразумевающий дискуссию. В рейтинге критиков кто-то из мужчин раздраженно поставил фильму жирный крест.

Конкурсная драма тонкого лирика Андре Тешине «Когда тебе семнадцать» – про однополую любовь. Звучит грубо, да и неверно. Пожалуй, точнее так: речь идет о подростках, еще не определившихся со своей сексуальной ориентацией.

0 stishova berlin 3«Когда тебе семнадцать», режиссер Андре Тешане

Поначалу парни яростно враждуют. Житейские перипетии их то сближают, то отдаляют. Учатся парни в одной школе. Блондин Дамьен живет в городке, у подножия горы, с мамой-врачом и папой – военным пилотом. А брюнет Томас – скорее всего, алжирец, – приемный сын в бездетной семье, живет в горах, на маленькой ферме и тратит часа три на дорогу в школу и обратно. Однажды врач по вызову приезжает в горы к пациентке, приемной матери Томаса. И приносит нежданную радость в дом: женщина ждет ребенка! Начинается семейное сближение. Марианна, мать Дамьена, приглашает Томаса пожить у них, чтобы не тратить столько времени на дорогу в школу. С поселением Томаса в атмосфере дома повисает такое сексуальное напряжение, что однажды Марианна просыпается, разбуженная сновидением, где она видит себя в объятиях Томаса. Это знак развития событий, о чем еще нет ни слова, ни намека.

В семье Дамьена случается трагедия: погибает папа. Гибель отца, одиночество, неприкаянность, внутренний конфликт, и Дамьен сам не понимает, почему он ищет защиты в сильных объятиях Томаса.

Фильм снимался во французских Перинеях, на родине режиссера, в его любимых пейзажах. Рыхлый снег по колено, дожди и оттепель, солнце в рваных облаках, незамерзающее озеро в горах, где время от времени плавает закаленный Томас, – пейзажи выполняют функцию психологического комментария к сложным отношениям парней.

В западном кино тема однополой любви давно вошла в мейнстрим. К нам из Швеции мелодраму Лукаса Мудиссона «Покажи мне любовь» занесло в 1998-м. То была первая ласточка на нашем целомудренном экране. Нынче уже есть настоящие шедевры этого толка, увенчанные каннской «Пальмой» («Жизнь Адель») и даже «Оскаром» («Горбатая гора»).

В обозримом будущем мы вряд ли смиримся с тем фактом, что многие молодые люди проходят через искус однополой любви. И что это нормально. Но своя рубашка ближе к телу. Жизнь будет развиваться, а мы не расстанемся с ханжеством и будем пестовать его и дальше, что на руку нынешним идеологам, озабоченным «скрепами».