Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Флаэртиана‒2010. Политика без политики - Искусство кино

Флаэртиана‒2010. Политика без политики

Пермская «Флаэртиана» — фестиваль небольшой, развивающийся. Пока еще есть проблемы с публикой, которая, кажется, не в силах так быстро переварить культурные реформы, внезапно обрушившиеся на город в последние два-три года. Но вот провинциальным этот смотр никак не назовешь. В том смысле, что программа — и в первую очередь конкурс — составлена без учета местных трудностей и без скидок на то, что нестоличный зритель что-то не поймет или вовсе проигнорирует мероприятие. По-настоящему международная (всего лишь один российский фильм в конкурсе, и то короткометражный), разноплановая и компактная, она довольно точно отразила то, что сегодня происходит в документальном кино и в кино вообще.

"Аграрная утопия", режиссер Урупхонг Раксасад

Уже не в лабораторных целях — прощупать границы между разными типами условности, а в соответствии с давно принятыми мировыми стандартами отборщики смешали в конкурсе «чисто документальные» фильмы и мокьюментари. Репортажи, разрушающие соответствующий телеформат, и драмы, сделанные по законам большого игрового кино. Пласты сырой, необработанной реальности и жанровые аттракционы. Реальное время и время мифическое (или эпическое).

Уже неловко, но все же приходится говорить, что все это разнообразие одновременно и связано с реальностью, и радикально ее изменяет, превращая иногда в чистую и честную иллюзию. Давно уже пора признать, что документальность — это больше не тип условности («реалистической», «достоверной», «правдоподобной» и т.д.), а тип чувствительности, свойство восприятия и зрения, которые могут работать с каким угодно материалом — не обязательно реальным, но и вымышленным.

"Альда", режиссер Вера Чаканьова

Наверное, у каждого документального фильма есть свой тайный или явный двойник из игрового кино, и наоборот. В конкурсе «Флаэртианы» нашлась даже документальная рифма к «Дядюшке Бунми...» Апхичатпхонга Вирасетакуна. Называется «Аграрная утопия», режиссер — Урупхонг Раксасад. Это рыхлый, «необработанный» рассказ о двух крестьянских семьях, приговоренных правительством Таиланда — на экране все время мелькают то выборы, то демонстрации — к жизни в поле, под крышей из неба и солнца. Питаются они подножным кормом, собирают рис, охотятся. Благодаря тому, что история лишена четкой композиции и жесткой структуры, напоминая сшитые на живую нитку куски реальности, создается безусловное пространство. На самом деле оно абсолютно условное. Крестьянский труд в Таиланде давно заменили машины, отчего крестьяне сильно пострадали, но режиссер реконструировал их аграрную утопию — сперва в реальности, потом в кино. Он арендовал земледельческий участок и на время съемок поселил туда реальных, но уже деклассированных крестьян, которые занимаются в кадре своим привычным делом и одновременно ностальгируют по нему. Действие, кстати, происходит на севере Таиланда — приблизительно в тех же местах, что и действие «Дядюшки Бунми...», герой которого тоже ностальгировал по своим прошлым жизням. Но там, где у каннского триумфатора — патина, магия и игра воображения, у его менее знаменитого коллеги — документальная безыскусность, немагическая природа и чувство безысходности оттого, что кино скоро кончится и от этой аграрной утопии останется пустое место.

Тайский режиссер растворил свою реконструкцию в длинных, «немонтажных» планах земледельческих ритуалов. В свободной съемке реальных людей, схваченных не врасплох, а в привычных для них обстоятельствах. Поэтому эта концептуальная подмена совершенно невидима.

Другие реконструкции из конкурса были куда более прозрачны, но не менее эффективны. Чешский фильм «Альда» (режиссер Вера Чаканьова) — откровенное мокьюментари о больной Альцгеймером женщине. Она не может ничего запомнить и поэтому все записывает и наговаривает на свою камеру. На экране — случайные отрывки из ее видеодневника. У героини есть реальный прототип — больная Альцгеймером женщина, ведущая блог в Интернете. Режиссер наткнулась на этот блог, связалась с его автором и сделала из него псевдодокументальную инсценировку с участием профессиональной актрисы, которая — уж неизвестно, входило это в замысел или нет — откровенно переигрывает, намекая на то, что перед нами не реальный, а сыгранный персонаж. Эти «записки сумасшедшей» смонтированы в предельно игровой, даже клиповой манере, под какую-то быструю музыку — еще один намек на то, что это — не реальность. Но неизвестно, возможна ли вообще в кино документальная реальность, когда речь идет о болезни  Альц- геймера, сумасшествии и других темах, крайне уязвимых с этической точки зрения. А если и возможна (примеров, кстати, много), то не вы-глядит ли она более фальшифой, спекулятивной, манипулятивной, чем самая откровенная инсценировка?

"Край России", режиссер Михал Марчак

Еще один фильм с реконструкцией — польский «Край России» Михала Марчака. Рассказ о призывнике, проходящем службу на крошечной, оставшейся с советских времен станции у Северного Ледовитого океана. Помимо него здесь еще прозябают пять человек. До ближайшего населенного пункта сотни километров, вокруг — заснеженная пустыня, бесконечность времени и пространства, которые каждое действие превращают в чистый абсурд. Все герои в фильме реальные, кроме главного — режиссеру не разрешили снимать настоящего призывника, поэтому был проведен кастинг среди непрофессионалов. Типаж был выбран очень правильный, да и то, как этот «актер» ведет себя в кадре, нисколько не нарушает документальной тональности картины, чья коллизия сразу же напоминает о фильме «Как я провел этим летом». Только Попогребский заложил в документальное пространство искусственный детонатор, а польский режиссер рискнул ограничиться наблюдением за этим пространством и раскрытием его непосредственного потенциала, не нуждающегося ни в каких драматургических подпорках.

"Волчата", режиссеры Джастин Пич, Лиза Энгельбах

Еще три конкурсных фильма отразили полярные взгляды авторов-европейцев на вроде бы отчужденные от них сюжеты, которые им по-прежнему в избытке поставляет «третий мир». Немецкая «Симфония Киншасы» Клауса Вишманна и Мартина Бэра — рассказ о единственном на всю Центральную Африку симфоническом оркестре, базирующемся в столице Конго и состоящем из взрослых музыкантов-любителей. После тяжелого рабочего дня — кто-то торговал на рынке, кто-то развозил людей, кто-то сидел в аптечной палатке или в парикмахерской — они собираются в каком-то ветхом помещении, садятся на пластиковые стулья, бережно достают инструменты и начинают играть Моцарта, Бетховена. Ни у кого нет музыкального образования, но все сгорают от желания хотя бы чуть-чуть приподняться над реальностью и приподнять саму реальность — в собственных глазах и глазах слушателей. Снято все это без педали. Режиссеры не удивляются увиденному и делают все, чтобы не удивлялся и зритель. Африканская реальность здесь — лишь зеркало, отражающее и преломляющее то, что происходит — в других, разумеется, масштабах и красках — в любом обществе, ищущем сейчас самые разные пути для объединения и солидарности.

запчасти к дизелям 7д6

Более заинтересованно смотрят на своих героев — малолетних беспризорников из Катманду — режиссеры Джастин Пич и Лиза Энгельбах в репортажном, вернее, инсайдерском фильме «Волчата». Чтобы снять его, авторы стали жить вместе с героями на улице и прожили так несколько месяцев, добившись от «волчат» абсолютного доверия и существования помимо камеры. Эти дети воруют, нюхают клей, придумывают какие-то сложнейшие махинации, чтобы добыть деньги на кока-колу, но все это лишено на экране какого-либо комментария, интерпретации. Их жизнь равноценна нашей, просто она другая, со своими ритуалами, ритмами и системой выбора. От нас требуется лишь понимание, но не вмешательство.

"Симфония Киншасы", режиссеры Клаус Вишманн, Мартин Бэр

Ни в «Симфонии Киншасы», ни в «Волчатах» нет ни йоты политического высказывания, хотя возможность в очередной раз высказаться про бедность и несправедливость, царящие в Конго или в Катманду, конечно же, была. Но политика изгоняется из кадра, она — лишний элемент, который заставил бы говорить и думать о чем-то другом, а не о том, что перед нашими глазами. Но сам по себе этот уход от прямой политики — решение политическое, пускай — и тем лучше — не отрефлексированное на формальном уровне.

В фильме-победителе «Флаэртианы» — английской драме «Мугабе и белый африканец» (режиссеры Люси Бейли и Эндрю Томпсон) политика тоже преодолевается. Начальный титр «фильм снимался тайно» настраивает на разоблачительную документалистику в духе Майкла Мура. И действительно — начинается все в суде в Зимбабве, которым руководит тиран Мугабе, черный расист и коррупционер. Он методично изживает из страны белое население — а если не хочешь уезжать, то получишь пулю в лоб (и это еще не самая страшная смерть). При этом белые реально поднимают и улучшают страну, платят налоги, дают работу черным, которые им за это очень благодарны, уважают их права — в отличие от власти, раздающей земли исключительно родственникам президента. «Расизм наоборот» — явление интересное, но режиссеры обходят его стороной, не попадают в эту политическую и интеллектуальную ловушку. Их интересует не драма политических перевертышей, а драма английской семьи, выросшей в Зимбабве, по праву считающей эту землю своим домом и не желающей никуда уезжать. Глава семьи — пожилой английский джентльмен — первый человек в Зимбабве, бросивший вызов неприкосновенному Мугабе. Вместе со своей дочерью и ее мужем он стоит до конца. Испытывая полное бесправие и унижения в коррумпированном и издевательском суде, который все время откладывается. Сталкиваясь с угрозами и насилием, когда их, непокорных, избивают до смерти президентские шакалы. Но это лишь усугубляет их волю продолжать борьбу. Хотя им есть куда уехать — в Англии у них дом, родственники, там хорошо и спокойно…

Кино начиналось как история о политическом беспределе в Зимбабве, но постепенно превратилось в экзистенциальную драму о людях на войне, которые уже отчаялись победить, но и с проигрышем тоже никогда не смирятся. Потому что знают, что истина, скомпрометированная и оплеванная в суде, все равно на их стороне, даже если они унесут ее в могилу. Это история веры в себя, которая сильнее смерти. История сопротивления — уже не политическим обстоятельствам, а собственному страху не быть собой, сломаться, сдаться. После того как героев избивают и обезображивают их лица, съемка не обрывается. Выйдя из больницы, они снова идут в суд— в сотый раз.

"Мугамбе и белый африканец", режиссеры Люси Бейли, Эндрю Томпсон

И вот впервые он не откладывается, и они неожиданно его выигрывают — получают официальное право продолжать жизнь на своей земле, а все попытки их оттуда согнать признаются незаконными. Это первый случай в Зимбабве, когда суд выиграли жертвы. Герои плачут, не верят. Это катарсис. Но финальный титр сообщает, что через некоторое время это решение было пересмотрено и отменено, и все началось сначала — угрозы, притеснения и бюрократическая волокита, в которой правда теряется и исчезает навсегда.

Эта полностью документальная картина снята по законам игрового кино и смотрится как первоклассный триллер (не исключено, что когда-нибудь в Голливуде снимут игровой римейк). Но не теряет при этом в глубине и трагичности. В том, как точно здесь показаны люди, которые объективно уже стали жертвами несправедливости и беззакония, но субъективно никогда не признают себя таковыми, даже если проиграют и физически погибнут.

 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Блоги

Время танцора, или Строгий математический разум в таинственных и туманных эмпиреях мирового кино

Сергей Соловьев

Предисловие Сергея Соловьева к книге интервью Виктора Матизена «Кино и жизнь».  Надеюсь, вы прочитаете или хотя бы пролистаете эту книгу интервью со многими выдающимися или менее выдающимися людьми нашего и не только нашего кино, и, смею думать, это будет совсем не скучное занятие. Во всяком случае, так было для меня. Очень многих собеседников Виктора Матизена я знал и знаю лично, про кого-то наслышан, и лишь с кое с кем познакомился под этой обложкой впервые.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

На IV-м ЗМКФ победили «Диалоги» Ирины Волковой

03.06.2014

2 июня в Чите завершился Четвертый Забайкальский международный кинофестиваль. На торжественной церемонии закрытия были вручены следующие призы. Лучшим фильмом IV ЗМКФ признана российская драма «Диалоги» режиссера Ирины Волковой. Приз за лучшую мужскую роль был вручен Максиму Суханову («Роль»), за лучшую женскую роль – Жюльетт Бинош («Камилла Клодель, 1915»). Приз за лучший сценарий получили южнокорейцы Хван Чжо Юн и Чанг-мин Чо («Маскарад»). Лучший режиссер – Мишель Гондри («Пена дней»). Специальный приз жюри – операторская  работа Сергея Мачильского в фильме «Зеркала». Эта же картина Марины Мигуновой получила и приз зрительских симпатий.