Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Алексей Учитель: «Мы боремся за выживание» - Искусство кино

Алексей Учитель: «Мы боремся за выживание»


Зоя Кошелева. Тот печальный факт, что российское документальное кино находится в системном кризисе, в той или иной степени признают все участники процесса. Очень редко удается увидеть картину, о которой можно говорить как о законченном произведении искусства или хотя бы как о профессионально сделанной работе. Программа «Послания к человеку» тоже оказалась довольно унылой.

Алексей Учитель. Неужели все так печально? Я категорически не согласен. Во-первых, есть уже известные состоявшиеся режиссеры, которые прославляют нашу страну, есть и новые интересные имена. Заметьте, что документалисты, пришедшие в игровое кино, замечательно себя показывают, сразу завоевывая передовые позиции, — это и Дворцевой, и Лозница. Признаюсь, что последние два года я был занят своей новой работой и не так много смотрел, как хотелось бы, но я все-таки отслеживаю процесс в силу того, что у меня есть курс во ВГИКе. Своим студентам я проповедую единство режиссерской профессии. Наш курс называется экспериментальным, нам удалось преодолеть бюрократические препоны, и мы со студентами занимаемся и игровым кино, и документальным. Каждый год ребята снимают две работы — игровую и документальную. Я считаю, что надо учить режиссуре, а не замыкаться в узком коридоре. Поразительно, что именно опыт работы в игровом кино дает значительные результаты в документальных работах. Я запрещаю своим студентам снимать интервью, заставляю их придумывать более сложные способы донесения информации, и работа в игровом кино им в этом очень помогает.

Я вижу результаты такого обучения. У моих учеников никакого кризиса я не наблюдаю, ребята поразительно живо и естественно чувствуют своих героев, тему.

З.Кошелева. Действительно, одно из немногочисленных светлых пятен конкурсной программы — работа вашего ученика Ивана И. Твердовского «Болевые точки». Значит, есть надежда, что положение в нашем кино исправится.

А.Учитель. Я, конечно, понимаю, о чем вы говорите. Потеряна общая культура ремесла. Сейчас всякий называет себя режиссером, забывая, что это профессия, а не времяпрепровождение. Те, кто снимает, зачастую не владеют азами профессии. Кроме того, для современного документального кино губительно ставшее нормой пренебрежительное отношение к сценарию.

Да и идей интересных мало.

З.Кошелева. Одна из важных задач фестиваля такого уровня, как «Послание к человеку», — обозначать некую планку профессионального мастерства, не владея которым невозможно даже и мечтать о фестивальном конкурсе. Другими словами, сам факт отбора фильма в конкурс должен быть знаком профессионального качества.


"Хлеб для птицы", режиссер Александра Стреляная

А.Учитель. Да, проблемы эти существуют, мы уже пришли к выводу, что конкурсная программа раздута и нуждается в сокращении. Жюри тоже недовольно. Такого количества достойных картин просто нет, это объективная реальность. Я только первый год работаю как президент фестиваля, только учусь. Мы рады тому, что нам присылают много работ. В отборе было представлены две с половиной тысячи фильмов, 80 стран захотели принять участие в фестивале, и это замечательно. Но необходимо пересмотреть принципы отбора. Конкурс сжать, остальное разместить в информационных показах. Я же понимаю, что семь дней по восемь часов хорошего кино — это утопия.

З.Кошелева. Сама идея жанровой эклектики в одной программе не очень понятна, как не понятны и критерии, которыми руководствуется жюри при оценке столь разных работ. Согласитесь, странно сравнивать шестиминутный мультфильм и полнометражную документальную картину.

А.Учитель. Я так не думаю. Впечатление, которое вызывает в нас произведение искусства, не связано напрямую с его жанром или временной протяженностью. Для меня в этом смешении жанров ничего странного нет, хотя, может быть, в дальнейшем специфика нашей конкурсной программы и изменится. Но общий принцип останется: мы за интересное кино и не важно, в каком жанре оно сделано.

З.Кошелева. В прежние годы в конкурсную программу «Послания к человеку» принимались только работы, снятые на пленку. Нет ли смысла к этому вернуться или разделить конкурс на кино- и видеопродукцию.

А.Учитель. Нет, смысла в этом нет. Я сам всегда был активным сторонником пленки. Мы с великим — не побоюсь этого слова — оператором Юрием Клименко, с которым я снял последние пять картин, делали пробы для новой моей работы на пленку и на цифровые камеры последнего поколения. И вот мы, два профессиональных оператора, смотрели позитив с пленки и с «цифры» на прекрасном экране и не могли отличить, где что.

З.Кошелева. Носители перестали нести смыслоразличительные функции?

А.Учитель. Да! Сейчас есть такие цифровые камеры, изображение на которых в восемь раз лучше, чем пленочное. Заметьте, что и все профессиональные фотографы перешли на «цифру». Мы держимся за пленку только потому, что прокат идет на пленке. Как только прокат перейдет на «цифру», в пленке отпадет необходимость.

З.Кошелева. Каким представляется вам будущее фестиваля, что должно с ним происходить или чего не должно произойти, чтобы фестиваль продолжал существовать?

А.Учитель. С одной стороны, хотелось бы избавиться от эклектики, которая безусловно присутствует, а с другой — может быть, именно за счет этого многообразия сохраняется интерес к фестивалю. Я не исключаю возможность организации конкурсной программы как программы исключительно документальной, но пока не уверен, что это правильный путь. Для меня практически идеальный пример организации киносмотра — это фестиваль в Карловых Варах. Там есть и документальный конкурс, и игровой. Но там есть и другое, как мне кажется, гораздо более важное. В Карловых Варах собирается молодежь со всей Европы, молодежь, любящая кино, делающая кино, думающая о кино. Я хотел посмотреть картину, которая шла вне конкурса в отдаленном клубе, в горах. И был уверен, что буду там в одиночестве. Зал был заполнен молодой публикой, картину смотрели от начала до конца. Провоцирование и поддержание такого интереса к кино и есть, по-моему, одна из самых важных, может быть, даже самая важная задача фестивалей.

У нас много идей по поводу развития фестиваля, некоторые из них мы хотели реализовать уже в этом году. Но мы не справились финансово. Наша бюрократия в этом смысле уникальна, я, признаюсь, не представлял масштабов бедствия.

З.Кошелева. Надо искать спонсоров.

А.Учитель. Мы уже привлекли сеть голландских супермаркетов «Лента», и название подходящее. Они готовы были показывать фестивальные картины на автостоянках у магазинов, мы просто не успели технически это организовать, но внутри магазинов наши картины уже показываются и в этом году. Дирекцию компании наши совместные проекты заинтересовали, и мы надеемся на продолжение сотрудничества.

З.Кошелева. Должно поменяться отношение киносообщества к фестивалю. Журналисты должны приезжать за свой счет, как и другие желающие — все, кроме жюри и приглашенных гостей. Все должно быть устроено на западный манер.

А.Учитель. Это все так. Но меня сейчас заботит то, что на просмотрах в основном профессиональная публика. Нам хотелось привлечь зрителей — фестиваль должен быть культурным событием. Мы задумывали массовое мероприятие под название «Кино против наркотиков», в рамках которого предполагался концерт возле Петропавловской крепости с участием Юрия Шевчука и других рок-музыкантов. Но на аренду этого места мы не нашли денег, что очень досадно.

З.Кошелева. А организацию кинорынка при фестивале, который мог бы привлечь новых людей и оживить процесс, планируете?

А.Учитель. Пока мы боремся за выживание, а организация кинорынка — это проект, требующий больших вложений. Но мы думаем об этом. В ближайшем будущем предполагаем провести, как в Амстердаме, конкурс идей — не рынок готовой продукции, а рынок будущих картин. Собираются люди, владеющие документальными лотами мировых телеканалов, слушают и смотрят претендентов. У нас уже есть одна питерская контора, которая работает над такой программой, и мы надеемся на личную помощь и участие председателя нынешнего жюри фестиваля Туэ Стин Мюллера. Начинать надо не с рынка продаж готовой продукции, а с рынка идей.

З.Кошелева. В современной ситуации рынок продаж документального кино — вещь призрачная, проката ведь нет.


"Маяк", режиссер Велислава Господинова

А.Учитель. Проката нет в кинотеатрах, но есть телевизионщики. Правда, продать им что-либо сложно, они вполне обходятся своей продукцией. Но искать какой-то выход необходимо. Я считаю большим достижением Первого канала «Закрытый показ». Хорошо бы нечто подобное создать и для документального кино. Очень важно публичное обсуждение картины.

З.Кошелева. В рамках фестиваля ведь тоже могли бы быть обсуждения, в том числе и с участием зрителей.

А.Учитель. Мы это планируем на будущий год. Пока есть силы, я буду работать и буду бороться. В данный момент стоит задача создания постоянной профессиональной дирекции фестиваля. Не хватает разработанной PR-кампании, в этом году всё не успели. Надеюсь, что у нас будет возможность приглашать звезд мирового кино, как удалось в этом году пригласить Аньес Варда. Мне очень хотелось пригласить Скарлетт Йоханссон, которая сделала игровую короткометражку, но не получилось — просто не хватило денег. Надеюсь, в будущем все сложится более удачно. Звездные имена нужны в первую очередь для того, чтобы фестиваль имел более широкое культурное поле, был интересен большему числу потенциальных зрителей.

Самое важное для меня — это заинтересовать зрителя. Если на фестивальные показы станут толпами ходить молодые люди, я буду считать свою миссию президента фестиваля выполненной.

 

 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Диана: в тени и на свету

Блоги

Диана: в тени и на свету

Нина Цыркун

30 октября картиной «Диана. История любви» в Москве открылся фестиваль «Новое Британское кино». О мелодраме Оливера Хиршбигеля, посвященной тайному роману всенародной любимой принцессы, – Нина Цыркун.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Объявлены итоги второго конкурса сценариев «ЛИЧНОЕ ДЕЛО»

10.01.2013

Журнал «Искусство кино» завершил проведение конкурса сценариев полнометражных игровых фильмов, под девизом «Личное дело», который мы осуществили при поддержке Фонда «Финансы и развитие». Всего в конкурсе участвовали 794 сценария из 19 стран. Комиссия экспертов, в которую входили кандидат искусствоведения Зара Абдуллаева (автор пяти книг о кино), кандидат искусствоведения Кристина Матвиенко (преподаватель курса современной драматургии во ВГИКе) и Алексей Медведев (создатель фестиваля «2morrow» и «2 в 1», критик, переводчик, арт-директор других отечественных кинофестивалей), отобрали: