Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Оттепель. «Путешествие с домашними животными», режиссер Вера Сторожева - Искусство кино

Оттепель. «Путешествие с домашними животными», режиссер Вера Сторожева

«Путешествие с домашними животными»

Автор сценария Аркадий Красильщиков

Режиссер Вера Сторожева

Оператор Олег Лукичев

Художник Игорь Коцарев

Композитор Илья Шипилов

В ролях: Ксения Кутепова, Анна Михалкова, Дмитрий Дюжев, Евгений Князев, Михаил Ефремов, София Дударчик

Студия «Слон», компания «ПРОФИТ» при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ

Россия

2007

Серое утро, талый снег. Глядя под ноги, женщина в ватнике переводит корову через железнодорожную насыпь. Вдруг, подняв глаза к небу, она машет руками над головой, будто что-то ловит в воздухе, но не может поймать. Это красный воздушный шарик, неизвестно откуда взявшийся среди безлюдных полей. Яркое пятно на фоне тусклой, насупленной природы. С ловли шарика и начинается рассказ о том, как простая русская баба, явно не единожды битая нелюбимым и не любящим мужем, оторвала взгляд от земли и пустилась в путешествие за собственной душой, к своему «я», к тому, чтобы понять, кто она, чего хочет сама — без подсказок, регламентов и социальных условностей.

Путь трудный, тем более что начинается с нуля. Женщина не знает, что такое любовь, не имеет представления о свободе и о том, что значит желать своего. Она человек без корней, выросла в детском доме; когда срок на иждивении государства истек, была «продана» замуж за обходчика. Живет вне традиций, культуры, не в городе и не в деревне, на полустанке около железнодорожного полотна, доит корову, делает на продажу бесконечный творог, но денег не видит, муж их копит, складывает в бидон. У нее нет ничего своего. Что же ее держит? Хозяин (так она зовет мужа) и хозяйство, стереотипы, навязанные обществом. Но хозяин умирает, и женщине нужно найти для себя новые опоры.

Сначала Наталья хватается за то, что лежит на поверхности. Сдав труп в санчасть, возвращается из города с большим зеркалом под мышкой. Раздевается, разглядывает, оценивает себя. Примеряет одно, другое. Меняет прическу. Корова забыта, мычит, недоеная, в хлеву, пока ее хозяйка, вероятно, впервые в жизни узнавшая, что такое досуг, предается блаженству безделья. Ставит музыку, качается в кресле, глядит на проходящие поезда. Штучки-дрючки, журналы, плазменный телевизор, секс ради секса с шофером Сергеем — физиологический акт, ведь говорят, что это можно и очень полезно. На свет являются фата и свадебное платье — понятные символы надежды на семейное счастье. Приход в храм — тоже из ряда общепризнанных ценностей, а не личный выбор, в котором Наталья еще не чувствует необходимости. Просто перед тем, как похоронить мужа, надо отпеть. Но в следующий раз она придет в церковь для себя, поняв — все, что пока испробовала, как-то нехорошо, недостойно, словом, не по ней.

И вообще, дальнейшие ее поступки становятся какими-то дикими, нелогичными. Из гламурного журнала она сделает абажур. Переспав с шофером, не станет пожирать его нежным взглядом, а скажет: «Уходи». Тот отмахнется, повернется на другой бок: «Сдурела, куда я поеду ночью?» Тогда на него направят «мелкашку». Одежда мужа пойдет на огородное пугало, вещи — в костер. С поезда героиня на ходу спрыгнет.

С точки зрения художественной логики достоинства фильма очевидны, опираются на точность фактов. Все прочитывается однозначно, одно вытекает из другого. Роли сыграны, гендерные позиции обозначены. В дороге Наталья поет колыбельную дочке того самого шофера Сергея. «Заткнись, не то засну за рулем». Кормит его обедом. «Соль подай!» — «На». — «А чё щи без хлеба?» — «Нет хлеба, обойдешься». Вроде бы хлеб-соль, семья, полнота дома. Но вынули какой-то важный кирпичик, нет теплоты, доброжелательности, и всё.

«Не надо мне». — «Чего не надо?» — «Тебя не надо». — «Да пошла ты! Да кому ты нужна?!» Получается, что ни мужик, то хозяин, и женщина тихо плачет.

В гладком течении фильма сбои обнаруживаются в нюансах: вылезет лишняя деталь, сфальшивит интонация, собьется ритм, потеряется энергетика. Но именно эти нюансы не позволяют воспринять ленту с той отзывчивостью, к которой она вроде располагает. Рассказу о поисках свободы не хватает художественной свободы. Режиссер наступает на те же грабли и пользуется штампами, от которых хочет избавить свою героиню. Глубокой истории не хватает глубины трактовки.

Роль главного символа выполняет поезд — знак перемены, большого мира, странствия, погони за лучшей долей. Символ важный и точно найденный. Однако поездов так много, что уже в первой четверти фильма кадры с ними превращаются в монтажную формальность, склейку, отбивающую конец эпизода, или назойливую до карикатурности эротическую аллюзию. За красным воздушным шаром, голубым нарядом и белым шарфом героини мерещатся российский триколор и национальный проект по увеличению деторождаемости. Женщина меняет платья, прозрачно обозначая этапы жизни: из серого она переодевается в черное (траур), в коричневое, красное, золотое с люрексом, а в финале — в голубое, как у Мадонны, в тон распогодившемуся весеннему небу.

Ксения Кутепова в роли Натальи прелестна, органична. Но создатели фильма что-то перемудрили со своей провинциалкой детдомовкой, невесть каким путем пристрастившейся к английским и французским шлягерам 50-х годов. Абажур, который она вырезает из физиономий звездных женщин и мужчин, выглядит стильно, и пылают звезды отраженным светом лампочки в шестьдесят ватт — придумано отлично. Но видно и другое — авторам до зарезу нужно показать зрителям богатый внутренний мир героини, и легче всего сделать это с помощью характерного знака — наделить ее «креативом». В результате из бабы, девятнадцать лет прожившей на полустанке, делают дамочку, и образ киксует.

Ощущение фальши создают и не к месту тонкие кинематографические цитаты. К примеру, воздушный шарик — привет «Красному шару», снятому в 1956 году Альбером Ламорисом, — поэтический образ радости жизни. Как-то некстати такие аллегорические изыски в столь простой истории из жизни российской глубинки.

В картине есть разные мужчины. Есть условно грубые — муж, любовник — «хозяева», авторитарная власть. Есть условно чуткие — священник и приятель детства. И тех двое, и этих — наверное, авторы хотели быть объективными, установить некое равновесие ситуации. Но агрессия более энергична, поэтому смысл фильма сводится к элементарным выводам: «все мужики сво…» и «долой кухонное рабство!»

Кстати, пожалуй, именно негативная установка сильнее всего мешает картине. В основе сюжета — механический отказ, отрицание, символически выраженное сжиганием мужнего барахла. Однако фильм-то наверняка замысливался не ради этого, а для того, чтобы показать путь к не рефлекторному, а осознанному материнству, к любви, к вершине свободного выбора.

Но экранное пространство заполнили декорационные шары, поезда и бидоны с купюрами. И самое главное решение, к которому приходит Наталья — взять ребенка из детдома, — выглядит не столько выстраданным, осознанным шагом, сколько скоропалительной блажью, навеянной телевизором, в котором показывают рекламу памперсов.

Фильм, с одной стороны, опирается на естественную прелесть (актрисы, природы), а с другой — на искусственные аллегории, штампы, салюты большому кино, балансирует между прозой подлинной жизни и «розой» фестивальных ветров. Второе явно перевешивает, а потому фильм Сторожевой интересен не столько сам по себе, сколько как повод говорить о проблемах женского кино.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
У времени в плену

Блоги

У времени в плену

Елена Стишова

В минувшую субботу Европейская киноакадемия раздала призы за лучшие фильмы года. Лучшей картиной была признана «Ида» польского режиссера Павла Павликовского. Российский «Левиафан» Андрея Звягинцева претендовал на победу четырех номинациях, но не выиграл ни в одной. Вернувшаяся из Латвии Елена Стишова размышляет над итогами Европейского «Окара».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Стартовал прием заявок на Artdocfest 2018

01.04.2018

Стартовал прием заявок на Artdocfest / Riga Питчинг 2018. В этом году он уже второй раз пройдет в сотрудничестве с европейским питчингом Baltic Sea Forum for Documentaries (BSD). На Artdocfest будут отобрано до 10 документальных проектов из стран бывшего СССР, в том числе из присланных напрямую в BSD. Несколько проектов, отмеченных экспертами, будут участвовать в главной сессии BSD.