Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Стивен Спилберг: «Холокост допустили люди» - Искусство кино

Стивен Спилберг: «Холокост допустили люди»

ИНТЕРВЬЮ ВЕДЕТ ДМИТРИЙ ДЕСЯТЕРИК

Специально на первый показ фильма Буковского приехал Стивен Спилберг, выступивший сопродюсером ленты: видеосвидетельства, собранные сотрудниками основанного им фонда «Шоа», легли в основу картины. Разговор с ним состоялся после премьеры.

Стивен Спилберг
Стивен Спилберг

Дмитрий Десятерик. Вы уже побывали в Бабьем Яру?

Стивен Спилберг. Да, сразу же после того, как сошел с самолета. Там была наша первая остановка. И у меня смешанные чувства, честно говоря. Потому что эпицентр Яра — это станция метро, и никаких следов этого оврага, который был там шестьдесят лет назад. Чисто визуально для меня это было тяжело. Ведь моя работа — рассказывать истории, основываясь на визуальных впечатлениях. Мне было тяжело представить, как выглядел Бабий Яр тогда, тяжело понять, почему он так изменился. Потом я узнал — почему. Удивительная история… Мне показали фотографии, книги, я увидел, как это место выглядело раньше, и наконец сумел географически его представить. Мы подошли к тому памятнику, который воздвигли при СССР, потом к миноре и к памятнику погибшим там детям, положили камни к каждому монументу.

И я действительно был очень тронут тем, что увидел.

Дмитрий Десятерик. Как вы относитесь к документальным фильмам о Холокосте?

Стивен Спилберг. Первый документальный фильм о Холокосте я увидел в Фениксе (Аризона). По-моему, он был снят на 16-мм пленку. «Скрюченный крест» как раз и был фильмом о Холокосте… Это фильм, в котором появились кадры Холокоста в Аушвице и Дахау. Я был очень заинтересован в документалистике как форме информирования. Конечно, шокировать, потрясти людей очень важно, как бы это печально ни звучало.

Дмитрий Десятерик. Документальные картины все чаще выходят в прокат, имеют коммерческий успех, чего раньше не наблюдалось. Это говорит о том, что зритель поумнел?

Стивен Спилберг. Не то чтобы зритель поумнел… Люди оценили телевидение за его творческий подход к подаче фактов, за очень мощную новостийную политику, за привнесение художественных средств в документалистику. Массовые коммуникации, такие как Интернет и реалити-шоу, дали прилив внимания к документалистике, по крайней мере, на американском телевидении.

Дмитрий Десятерик. Давно хотелось выяснить: говорят, вы категорически не приняли другую картину, игровую, также посвященную Холокосту, — «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи. Почему?

Стивен Спилберг. Я не знаю, что вам сказать… Это не так. Но очень интересно, как распространяются слухи — от США до Украины.

Дмитрий Десятерик. А каково ваше впечатление от фильма Сергея Буковского?

Стивен Спилберг. «Назови свое имя по буквам» — один из самых блестящих фильмов о Холокосте, которые мне доводилось видеть. Это необычная работа. Она не направлена на то, чтобы потрясти кого-то. Буковский использует специальную акварель, чтобы рассказать истории выживших в смягченных красках… Показывая, как люди смотрят на улицу из окна, на прохожих, он создает визуальную атмосферу, визуальную поэзию. Это уникальный подход к документалистике со стороны Сергея, достойный всяческого уважения и восхищения.

Дмитрий Десятерик. А что понравилось более всего?

Стивен Спилберг. Очень многое. Безусловно, самое важное — это свидетельства и открытость выживших. Еще раз пережить то, что мы даже представить себе не можем, рассказать о своих переживаниях всем нам, сделать это честно и открыто… И как режиссер, как кинематографист я восхищаюсь тем, как Сергею удается соединить в очень медленном течении времени наше прошлое и настоящее и сделать так, будто прошлое произошло буквально только что. Есть минималистские документальные фильмы, и есть фильмы, несущие в себе очень многое… Этот фильм минималистский. Он не выбрасывает информацию на зрителя, он, наоборот, приглашает зрителя к сопереживанию и к сотворчеству.

«Назови свое имя по буквам»
«Назови свое имя по буквам»

Дмитрий Десятерик. Если вернуться к процессу создания картины, то хотелось бы знать — каково для вас было работать с другой культурой?

Стивен Спилберг. Нет, мне украинская культура как раз очень знакома.

Дмитрий Десятерик. Что же связывает вас с Украиной?

Стивен Спилберг. Мои бабушки и дедушки по отцовской и материнской линиям родом отсюда. От них я получил какое-то представление об Украине. Это ощущалось в нашей семье… Конечно, возможность приехать сюда — огромное событие для меня. Когда я сегодня вышел из самолета, то сразу сказал: «Я дома!»

Дмитрий Десятерик. Кстати, в вашем фильме «Война миров» атака инопланетян начинается именно с Украины. Почему вдруг?

Стивен Спилберг. Учитывая, что мы уже тогда предполагали работать вместе с Виктором1, я решил, что должен упомянуть Украину в своем фильме, причем в дружеском плане.

Дмитрий Десятерик. Если продолжить семейную тему, то известно, что вы осознали свое еврейство уже в сознательном возрасте. Что вас привело к этому?

Стивен Спилберг. В детстве и юности — дома рядом с дедушкой и бабушкой — я ощущал себя евреем. Но вокруг нас, за пределами нашего дома, было очень мало евреев. Вы понимаете, это очень сложно… Когда ты молод, то хочешь быть частью чего-то, хочешь ассимилироваться. Долгие годы я не рассказывал о своих еврейских корнях. Когда мне задавали вопросы о моем еврейском происхождении, я, конечно же, говорил правду, но сам об этом никогда не начинал речь первым. И так продолжалось достаточно долго, пока я не влился в сообщество, где было очень много евреев. Смешно сказать, этим обществом был Голливуд. Думаю, поворотным пунктом в моей жизни был момент, когда родился мой первый ребенок. Тогда я должен был решить, как его воспитывать, в каких традициях. Будет ли это еврейская традиция? Именно тогда я понял, кто я есть на самом деле.

Дмитрий Десятерик. Как вы думаете, почему стал возможен Холокост?

Стивен Спилберг. Они позволили себе не задать достаточное количество вопросов. Они боялись высказаться, боялись наказания за искренность, за честность. Эта трагедия происходила и раньше — геноцид армян в начале столетия, позднее — геноцид в Руанде, в Сараево. Она повторяется в истории. Когда я думаю о том, что технологии сделали мир тесным, что у нас есть средства для связи, что нас сблизил технический прогресс, то не могу понять, почему мы не стали близкими друзьями… И задаюсь другим вопросом: меня удивляет, почему мы не учимся у истории. Я основал фонд «Шоа» для того, чтобы голоса выживших были услышаны. Эти истории должны услышать дети, они должны узнать о последствиях того, что мы не предприняли попытку сблизиться, понять друг друга лучше. Теперь надо действовать на опережение, чтобы культурные и этнические различия не стали яблоком раздора.

Дмитрий Десятерик. Но это продолжается и сейчас. Ксенофобия в бывшем СССР оказалась реальной проблемой.

Стивен Спилберг. Вы знаете, я действительно это чувствую… Но ксенофобия вызвана не только теми условиями, которые существуют на Украине или Ближнем Востоке… Прежде всего это эпидемия, которая возникла еще до того, как мы родились. По-моему, она основана на болезни неизвестности, на непонимании других. Вся ненависть начинается со страха. У нас уже есть опыт страха, накопленный за ХХ век. Я опасаюсь, что и в новое столетие мы переходим со скрытым гипертрофированным страхом.

Дмитрий Десятерик. Очень серьезный вопрос: сейчас в Европе — и у нас в том числе — наблюдаются попытки ревизии Холокоста. Что можно и нужно делать?

Стивен Спилберг. Очень хороший вопрос. Я уже отчасти ответил на него… Подчеркиваю: для того чтобы пришло осознание Холокоста, необходимо обнародовать его свидетельства, чтобы пятьдесят две тысячи документов о Холокосте, которыми мы владеем, были показаны во всем мире. Выжившие не просто рассказывают о том, что с ними случилось. И я надеюсь, что это создаст… что это будет способствовать толерантности. Я уверен, что она воспитывается. Все фактически воспитывается. Мы можем учиться чему-то позитивному, чему-то негативному. Это зависит от наших учителей. Нас могут научить ненавидеть. Мы можем родиться в культуре, которая питается ненавистью, и каждый ребенок будет думать, что это его обязанность — бороться против врагов. Дети могут родиться с таким сознанием. Возможно, мы не будем показывать эти свидетельства второму-третьему классу, но обязательно будем начинать со средней школы, с шестого-восьмого класса, начнем учить толерантности при помощи этих свидетельств. В школах Баварии преподают толерантность, используя наши материалы, которые мы распространяем на дисках. И в фильме есть такой момент, когда одна из участниц, молодая блондинка, смотрит, как тот, кто выжил, рассказывает свою историю. Мы видим, как она переживает, ее реакция близка к озарению.

Дмитрий Десятерик. А может ли фильм «Назови свое имя по буквам» стать коммерчески успешным?

Стивен Спилберг. Он будет успешным, если его покажут во всех классах всех школ мира.

Дмитрий Десятерик. На Украине сейчас много говорят не только о Холокосте, но о голодоморе, борясь за то, чтобы он был признан как геноцид украин-ского народа.

Стивен Спилберг. Да, я знаю об этом…

Дмитрий Десятерик. Но не кажется ли вам, что из-за этого евреи и украинцы будут выглядеть в мире как слабые народы, которые можно легко уничтожить?

Стивен Спилберг. Я не согласен, что в мире будут воспринимать украинский народ как слабый, который хочет привлечь внимание к тому, что здесь что-то произошло. Однако сравнивать один геноцид с другим — Холокост с голодомором — нельзя, это может привести к трагедии. Холокост, которому я посвятил свою жизнь, произошел между 1935 и 1945 годами. Есть другие трагедии. О том, что происходило с украинским народом, нужны документальные фильмы, которые тоже должны попасть во все школы страны.

Дмитрий Десятерик. И все-таки… Неужели один фильм может что-то реально изменить?

Стивен Спилберг. Я не думаю, что фильмы могут изменить мир. Но я действительно верю, что истории свидетелей Катастрофы, которые мы слышим и видим, способны что-то изменить. Фильм «Назови свое имя по буквам» должен привлечь огромное внимание к Холокосту в Киеве и во всех городах всей Украины, где уничтожали евреев. Ведь Холокост происходил не только в Польше и Германии. Он также происходил и в России, и на Украине… Я хотел бы завершить наше интервью несколькими фразами. Мы все еще живем в очень молодом мире. И хотя мы очень высоко оцениваем свой интеллект, практически все нации мира находятся в начальной, наивной стадии развития. Мы должны воспитать наше подрастающее поколение так, чтобы каждая следующая генерация относилась с большей открытостью и теплотой к тем, кто находится рядом. И я хочу поблагодарить всех выживших в Катастрофе за то, что они были нашими учителями и научили нас, как можно выжить.

И то, что мы узнали о вашей боли, я уверен, — это огромная надежда на наше счастливое будущее.

1 Виктор Пинчук — продюсер фильма Буковского с украинской стороны. — Д. Д.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
После революций. «Сокровище», режиссер Корнелиу Порумбою

Блоги

После революций. «Сокровище», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Спустя несколько месяцев после каннской премьеры последний фильм Корнелиу Порумбою был привезен на владивостокский фестиваль «Меридианы Тихого», потом на фестиваль «Послание к человеку» в Санкт-Петербурге. О были, превращенной румынским режиссером одновременно в исторический гротеск и волшебную сказку, – Зара Абдуллаева. (Внимание, в тексте могут встречаться спойлеры.)


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Завершился 70-й Венецианский кинофестиваль

07.09.2013

7 сентября состоялась церемония закрытия юбилейного Венецианского международного кинофестиваля 2013 года. Главный приз основной конкурсной программы фестиваля, неожиданно для многих критиков, получил документальный фильм «Священная римская кольцевая» (Sacro GRA) итальянского режиссера Джанфранко Роси. По собственному признанию, Роси снимал картину около двух лет. Гран-при, был присужден тайваньцу Цай Минляну за фильм «Бездомные псы» (Jiaoyou / Stray Dogs. Другой вариант перевода названия этой картины в русскоязычной прессе – «Бездомные собаки»).