Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Вольфганг Ленгсфельд: «Кадры для кино завтрашнего дня» - Искусство кино

Вольфганг Ленгсфельд: «Кадры для кино завтрашнего дня»

Выпускники Мюнхенской киноакадемии:
Роланд Эммерих

Академия кино и телевидения была образована в Мюнхене в 1967 году. Ей не требуется подтверждать свой престиж -- достаточно назвать имена выпускников, представляющих "сливки" немецкого кино всех последних поколений и всех направлений, от авторского кино до коммерческого, от игрового до документального. Здесь Вим Вендерс и Аки Каурисмяки, Роланд Эммерих и Зенке Вортманн, Катя фон Гарнье и Дорис Дерри. Режиссеры, сценаристы, операторы, продюсеры. Как и чем живет сегодня академия, как строится процесс обучения, как складывается судьба выпускников, когда они покидают ее стены, -- об этом наша беседа с вице-президентом школы профессором Вольфгангом Ленгсфельдом.

"Искусство кино". Сколько сегодня в Германии киношкол?

Вольфганг Ленгсфельд. Кроме нашей киношколы есть и на территории бывшей ГДР, в Лейпциге, а также в Берлине, Гамбурге, Аугсбурге, Геттингене.

"ИК". Сколько студентов вы ежегодно принимаете?

Вольфганг Ленгсфельд. Двенадцать-пятнадцать человек.

"ИК". А сколько бывает претендентов?

Мика Каурисмяки

Вольфганг Ленгсфельд. Серьезных -- около трехсот. Сначала мы рассматриваем документы, письменные заявки. Потом проводим интервью, во время которых пытаемся выявить творческие способности абитуриента, уровень общего развития. И даем профессиональное задание. Например, сделать фоторепортаж из примерно пятнадцати снимков, скажем, из жизни стариков или женщин. Или прочитать "Месяц в Дахау" Сорокина и самому поехать туда (это рядом с Мюнхеном), сделать свой репортаж оттуда. Те, кто выдерживает отбор, остаются в академии на четыре года. За это время они успевают и поработать на телевидении, и поучаствовать в фестивалях. Мы, кстати, ежегодно проводим и собственный фестиваль. В этом году в нем участвуют тридцать две школы со всего света -- из Израиля, Грузии, Египта, Японии, Аргентины, Китая, Бразилии...

"ИК". А с Россией тоже, наверное, есть связи?

Вольфганг Ленгсфельд. Разумеется. У нас давние дружеские связи со ВГИКом. А сейчас одна студентка из Санкт-Петербурга отправилась снимать свой дипломный фильм на студию "Ленфильм".

Катя фон Гарнье

"ИК". А кто финансирует академию и фестиваль?

Вольфганг Ленгсфельд. Земельное управление, киностудия "Бавария-фильм", а также телевидение.

"ИК". У ваших студентов нет проблем с учебными фильмами?

Вольфганг Ленгсфельд. Каждый из них за время учебы снимает не менее четырех картин.

"ИК". На видео?

Вольфганг Ленгсфельд. Нет, на 35-мм и даже 70-мм пленке. Это, в основном, документальное кино, но игровое студенты тоже снимают.

"ИК". Обучение бесплатное?

Вольфганг Ленгсфельд. Да.

Зенке Вортманн

"ИК". Студенты сами выбирают мастера, у которого хотели бы учиться?

Вольфганг Ленгсфельд. У нас широкий выбор преподавателей во всех областях творчества, и каждый открыт для индивидуальных контактов. Все преподаватели работают с небольшой группой студентов.

"ИК". В последнее время у вас особое внимание уделяется обучению будущих продюсеров...

Вольфганг Ленгсфельд. Да, это вообще связано с нашей главной установкой -- готовить кадры для кино завтрашнего дня. Нам оно представляется одновременно изысканным и доступным для самого широкого зрителя, а самое важное -- каждый раз уникальным, индивидуальным творением. Мы видим его не как способ продемонстрировать набор спецэффектов, а как рассказ некоей эмоционально наполненной истории, переданной своеобразным языком. Такова ведь европейская традиция, к которой мы принадлежим. И от нее не стоит отказываться, напротив, ее следует продолжать и развивать. Соответственно, продюсер должен нюхом чуять такое кино. Он должен уметь анализировать сценарий, комплектовать съемочную группу, искать финансы и, наконец, продавать фильм. И все это в одном лице. Продюсеру надо уметь тонко и обаятельно вести переговоры и в нужные моменты проявлять несокрушимую твердость. Само собой, ему необходимы знания экономики и бухгалтерии, законодательства, рыночной конъюнктуры, искусства рекламы. Чему нельзя научить, так это творче- ским способностям и инициативности, способности к постоянному обновлению. Эти качества мы должны выявить в абитуриентах. А в процессе обучения обязательна полугодовая производственная практика, плюс к этому два фильма каждый обязан продюсировать в стенах академии.

Вим Вендерс

"ИК". Как складывается судьба выпускников, как решается основная проблема -- работа?

Вольфганг Ленгсфельд. Легко. За время учебы студенты успевают зарекомендовать себя на телевидении, на киностудиях. Главным образом, конечно, на телевидении -- это огромный рынок труда. И их уже ждут после выпуска. Я просто не знаю случаев, чтобы кто-то остался после академии не у дел.

Мюнхен, 11 февраля 1998 года

P.S. Поскольку кино -- даже для продюсера -- начинается со сценария, здесь уместно процитировать опубликованные в буклете киношколы заметки выпускницы, а теперь и преподавательницы факультета драматургии академии Дорис Дерри по этому поводу: "В Германии живуч предрассудок, что с писательским талантом следует родиться. Иначе нечего и пробовать. Поэтому бесконечные сетования на то, что у нас нет писателей, бессмысленны. Американцы со свойственным им оптимизмом и уверенностью в том, что научиться можно всему, изобрели такую вещь, как учебный курс creative writing. Они убеждены, что это дело можно освоить без проблем.

Прежде всего, писательство -- это умение, навык. Практика. Постоянное упражнение. Сидение на месте. Даже если Бог дал вам талант, вы обнаружите это, только немало потрудясь. Занимаясь со студентами, я прежде всего пытаюсь помочь им преодолеть свой страх перед листом бумаги. И в то же время внушить необходимость все время спрашивать себя: что именно я хочу сказать другим? И зачем? Эти на первый взгляд безобидные вопросы могут свести с ума, потому что на самом деле на них очень трудно ответить.

И вот тут-то для меня начинается самое большое удовольствие -- чем глубже мы копаем, тем более неожиданные и интересные вещи выходят наружу. А что может быть увлекательнее, чем осуществлять эти раскопки в компании? Правда, иногда нам приходится здорово обжигаться, но это уже другая история..."

Запись и перевод Н.Ц.